Практически каждый сахалинец мечтает покорить самую южную точку острова Сахалин – мыс Крильон, также именуемый как «Музей под открытым небом». Такое название мыс получил благодаря послевоенным останкам. До сих пор там расположены танки, пушки, катакомбы, доты и маяк, построенный в 1883 году.
Две недели назад Владимир Павлов, известный сахалинский турист и один из основателей туристической компании «Сахалинский путеводитель», осуществил свою давнюю мечту и добрался со своими друзьями до мыса Крильон на снегоходах. Мне удалось взять у него интервью и узнать подробности этой необычной поездки, а также поговорить о том, как он попал в туризм.
– Владимир, как решились на такую поездку? Что сподвигло?
– Идея попасть зимой на Крильон родилась в моей голове давно, на прошлой работе ещё. Для меня было важно, что в этой поездке смогу поглотить максимум километров по сложным участкам дороги. Примечательно, что, попадая на мыс Крильон, ты оказываешься на самом краю южного Сахалина, откуда видно Японию (остров Хоккайдо, город Вакканай. – прим. автора). Южнее этого места просто некуда уже. По сравнению с Крильоном, маяк Анива «so-so» (так себе. – прим. автора). Поехать туда зимой сподвигло то, что летом на Крильон может попасть каждый второй. Кто на джипе, кто на лодке, кто по воздуху. А зимой всё, зимой борода. В это время года туда доберёшься только на снегоходе или пешком, иначе никак. Ничего туда не едет. В этом есть своя изюминка, попасть в место, куда тяжело добраться из-за каких-то погодных условий или отсутствия дорог.
– Какие были сложности в этой поездке на мыс Крильон?
– Главная сложность заключалась в дороге. Она занимает очень много времени, именно езды на снегоходе. Туда и обратно вышло около 9 часов. Мы были на двух снегоходах и проехали 160 км, по 80 км в одну сторону. Двигались и по земле, и по снегу, и вдоль берега моря, и даже по берегу моря вдоль воды. Всю дорогу нас сопровождал сильный ветер со снегом. Между мысом Кузнецова и Крильоном нарвались на замёрзший мыс, который пришлось объезжать через лес, забираясь в высокую гору на снегоходах. Это так называемый перевал. Лесная дорога очень сложная и непредсказуемая, постоянные перемёты меняют угол и количество снега. Где-то его очень много, а где-то совсем нет. Бывает по-разному.
– Когда сложнее добираться? Летом или зимой?
– На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Главная сложность летом – это реки, которые необходимо переезжать по пути на Крильон. Бывало, что и на «КАМАЗе» не могли проехать через речку. На перевале летом глубокие лужи, траншеи от «КАМАЗов», куда тяжело залазить на джипах. Около пяти лет назад военные восстанавливали эту дорогу, но хватило не надолго. Она быстро заросла и размылась. А зимой свои трудности – холодно и снежно. Тяжело преодолевать такое расстояние по снегу.
– Чем знаменит Крильон?
– Его не зря называют музеем под открытым небом. Там очень много послевоенного наследия. Расположенный там одноимённый маяк был несколько раз перестроен. При царе, японцах и при наших уже. Менялось и его местоположение. Очень много старого и разрушенного находится в самом маяке и рядом с ним. Летом туда едешь не только ради того, чтобы попасть на крайнюю точку, но и чтобы посмотреть на достопримечательности, расположенные там.
– Когда вы попали в туризм?
– Лет в 12-13. Я оказался в детско-молодёжном клубе «Данко», руководителем которого была Маскаева Нина Петровна. Она и обучила меня основам туризма. Там нас учили разводить костёр и готовить на нём еду, ставить палатки, ещё те, доисторические тканевые, которые домиком были, и рассказывали о проживании в лесу. Позже я попал в секцию по ориентированию от МЧС. Я учился в кадетской школе в классе с уклоном на МЧС. Благодаря этому и попал в секцию, где пробыл около года. Туда мало ходило людей и когда я остался один, меня направили в туристический клуб «Бумеранг». Там я провёл почти 10 лет, до 2017 года. Затем поработал в одной туристической компании, а после открыли с женой свою и назвали её «Сахалинский путеводитель».
– Когда состоялся ваш первый туристический поход и куда пошли?
– В 18 лет, когда я только попал в «Бумеранг». Я не беру в расчёт однодневные и двухдневные походы с посиделками на поляне в детстве. Речь пойдёт о большом, когда снаряжаешься и уходишь на много дней. Мы пошли тогда лыжным маршрутом, который занял 6 дней. Мы рассчитывали на 5, но пришлось задержаться. Маршрут был тяжёлый, но мне дался легко. У меня были деревянные лыжи, самые простые. И очень тяжёлый рюкзак. Но процентов 70 маршрута я шёл первым, на одном уровне с руководителем. Бывало шёл вторым и третьим, но недолго. Мы пошли на Шуйские водопады, расположенные под сахалинской горой Спамберг. Своё начало они берут с озёр Спамберга. Самое знаменитое из них – Моховое, находится на высоте 684 метра. Самое высокое на Сахалине. На водопады мы пришли на четвёртый день и разочаровались. Подняли голову и увидели две ледяные сосульки, не сравнить с ледопадами в Бухте Тихой. Постояли, посмотрели, затем переглянулись со словами: «А, клево. Всё, погнали обратно? Ну погнали». Ну вот такой у нас получился поход на Шуйские водопады. Было тяжело и холодно ночевать зимой на природе, с непривычки. Это был первый мой зимний длительный поход, до этого ходили на одну-две ночи, разминались. А этот стал культовым большим туристическим походом. Моим первым.
– Самый запоминающийся поход?
– У меня их три. Первый – это когда я был в экспедиции на Итурупе и у нас был запланирован радиальный выход (то есть с возвращением в точку старта. – прим. автора) на вулкан Кудрявый. Уходили на 3 дня. День туда, день на вулкане и день обратно. Морально это был самый тяжёлый подъём. Просто жесть была. Шли все мокрые, по ручью, по каким-то там зарослям, камням и среди бамбука. Мы поднимались и поднимались, и наконец-то вышли из бамбука на воздух. Но оказалось, что попали в болотистую местность на возвышенности. Кто-то предложил разбить там лагерь, так как было уже поздно. Я на тот момент стоял в сапогах по щиколотку в воде. И сказал: «Какая палатка в этой чаче земляной? Пошли до базы». Там немного оставалось, просто моральная усталость была уже. Заночевали в какой-то будке. Затем попали в ураган и шторм, пришлось ещё одну ночь там провести. Хорошо помню один момент с того восхождения. Я шёл за одним парнем, иногда мы менялись, и впереди шёл я. В какой-то момент я начал идти не туда, хорошо, что ребята сзади окликнули меня.
Второй запоминающийся поход был на лыжах, 23 февраля, на севере Сахалина. Мы ходили вокруг полуострова Шмидта. От Охи до Охи. В этом походе мы провели девять дней на морозе, это было прям адище. Целыми днями ходили на лыжах и поглощали километры. А один день даже провели на базе метеоролога.
Третий памятный поход – это восхождение на гору Эльбрус. Там было тяжело именно физически, нигде не было так тяжело как там. Это больше напоминало преодоление себя, чем покорение горы. Идёшь как полудохлое зомби, еле дышишь, кряхтишь и передвигаешь ноги, а на вершину забраться нужно. Понимаешь, для тех, кто живёт в горах, там нормально. Но мы, сахалинцы, проживаем, считай, прямо на нуле, и все 5642 метра были набраны прям с нуля. Это сложно, но стоит того.
– Какой маршрут посоветуете начинающим туристам?
– Пик Чехова. Займёт один день. Это я именно про походы говорю. Дорога туда сложная. Где-то будете идти по прямой, где-то придётся включить «4WD» и руками карабкаться, есть места где и на коленях ползают. Пик Чехова самый культовый вариант. Когда взойдёте на него, то окажетесь на смотровой площадке, находящейся на высоте 1045 метров над уровнем моря. В хорошую погоду оттуда видно все вокруг на 360 градусов. И там вы поймете, ваше это вообще или нет, ходить в горы.
– Владимир, спасибо за интервью! Было очень интересно и познавательно. Желаю процветания в бизнесе!
– Спасибо!
Вот такой интересный диалог у нас получился. После него я загорелась желанием пойти в самый настоящий поход с тяготами и лишениями. Особенно меня впечатлила Оха. Очень хочется увидеть другой конец родного острова. Северный.