Сразу скажу - я не боюсь ГМО. Наоборот, так как я достаточно хорошо знаю предмет и представляю себе методы работы современной генетики, я считаю, за ними - будущее.
Вокруг этого предмета кипят нешуточные страсти и я вовсе не стремлюсь к дискуссии. Я считаю, что хорошее знание предмета в этом деле обязательно, иначе человек рискует стать объектом манипуляций с обеих сторон - компаний, производящих генномодифицированные растения и экофермеров, рекламирующих свою «чистую» продукцию, которой нелегко конкурировать с генноизмененной.
Совершенно точно ясно одно - изменённая ДНК растения НИКОГДА сама не вставится в человеческий геном. Для этого всегда необходимо вмешательство человека в лабораторных условиях. Мы же едим растительную и животную пищу и не беспокоимся, что в нас ненароком вставится ген глубоководной рыбы или окраски свеклы. ДНК не может вставляться сама, это могут делать только вирусы или человек.
Опасность могут представлять те вещества, которые начинает синтезировать новая вставленная ДНК. Грубо говоря, помидору подсадили ген синей окраски, он стал синтезировать белок- пигмент синего цвета, а этот белок оказался еще и ядовитым при поедании. Но это легко проверить. Прежде чем выйти на рынок, эти помидоры будут проверены в химической лаборатории, и какое-то время станут постоянной едой для лабораторных мышей, кроликов и обезьян. Семена генноизмененных растений поступают в продажу только тогда, когда точно ясно, что растение не содержит ядовитых веществ.
Надо сказать, что понятие генной модификации или изменения очень широкое. ГМО можно назвать не только растение, в наследственность которого добавлены какие-то новые гены, но и, например, наоборот, если из нее что-то убрали. Например, из многих гибридов огурцов убран ген горечи. Такие огурцы - очень вкусные, сладковатые, и никакие перепады погоды и полива не заставят их стать горькими. Раньше у селекционеров на подобный отбор культур уходили годы, можно было добиться того, что этот ген будет отсутствовать у потомства, но это требовало огромного труда и времени. Сейчас убрать такой ненужный ген можно очень быстро. Основной состав наследственности при этом не изменится.
Уже очень давно ботаники использовали влияние разных химичесКихот веществ на деление половых клеток, то есть, на семена растений. Например, колхицин, который, кстати, в определенных дозах используется как лекарство у человека, способен останавливать деление клетки на определенном этапе, что позволяет создавать растения с двойным, четвертным, и так далее, набором хромосом в клетках. Такой эффект называется полиплоидией. Растения будут очень большими, урожай увеличится в разы. Полиплоидные организмы известны очень давно, например, голубые ели Докучаева, сахарная свекла и кукуруза. То есть, новых генов там нет, но тех, что есть - в несколько раз больше. Это - тоже ГМО.
Генетические улучшения растений, как правило, касаются их урожайности, вкусовых качеств и устойчивости при хранении. Понятно, что такая сельхозпродукция будет пользоваться бОльшим спросом, поэтому она выгодна, что ставит фермерские хозяйства, не использующие ГМО, в невыгодные условия. Вот отсюда и пошёл миф о вреде ГМО. Это - война между сельхозпроизводителями. К нашим посадкам она не имеет никакого отношения.
Семена генноизмененных растений нередко встречаются в продаже. Они дороже, чем обычные, но дадут замечательный урожай. Собрать с этих растений семена, скорее всего, не получится, как правило, они не дают семян. Компании приняли для этого меры. Многие голландские и японские компании продают семена ГМО. Но они обязательно залицензированы в Госреестре и разрешены к продаже.
Сама я очень люблю использовать гибридные семена иностранных фирм и совсем не тревожусь по поводу, являются они ГМО или нет.
В дальнейшем я планирую обзор сортов томатов и, возможно, других культур. При этом я буду указывать те характеристики, которые даёт производитель и собственные наблюдения. А про ГМО упоминать не буду.