Дьявол в деталях
Поиск подробностей в художественном тексте — работа на внимательность. На уроках литературы в школе очень часто нет времени, чтобы обсудить мелкие и на первый взгляд незначительные детали в образах героев, в интерьерных и пейзажных описаниях. Однако именно детали помогают проникнуть в замысел автора, разобраться в проблематике, которую он затрагивает в своем тексте, сформулировать идею.
Например, в 10 классе в романе И. А. Гончарова "Обломов" школьники ищут все упоминания халата или ветки сирени в тексте. Эта работа не просто заставляет их прочитать произведение от начала до конца (ну или хотя бы с помощью электронного поиска расставить закладки в нужных местах), но и в дальнейшем облегчает написание характеристики заглавного героя.
Как применять
Поиск деталей учит отделять главное от второстепенного, видеть градацию от важного к менее важному. На основе этого умения строится формулирование микротемы абзаца текста и составление плана текста. С помощью плана легко пересказать текст, хоть художественный, хоть научный. С другой стороны, умение составлять план помогает при написании собственного текста — эссе, сообщения или доклада, научной статьи. Соблюдение чёткой структуры сделает текст логичным и понятным — а это всегда плюс.
Непосредственный пример
На занятии в Школе развития читательских компетенций подросткам предложили отрывок из интермедии романа Мариам Петросян "Дом, в котором...". С отрывком можно ознакомиться по ссылке. Это фрагмент не из начала, а из середины романа, и об этом слушателям проекта сказали сразу, предупредив, что в тексте очень много деталей, которые могут показаться им странными. После чтения предложенного отрывка из романа ребятам задают вопросы, которые заставляют их обратиться непосредственно к тексту:
- Где происходят события? В Доме — это место, где живут герои.
- Что собой представляет Дом? Как вы это поняли? Это детдом или интернат: "мамина детка", "пахнет наружностью", "новички".
- Почему новички были недостойны кличек? Кличка положена только "своим", необходимо пройти "инициацию" — быть какое-то время битым, затравленным, пережить издевательства достойно, заслужить уважение стаи и право на кличку.
- Долго ли длится "инициация"? Бьют один или два раза.
- Кто был новичком в отрывке и сколько времени его уже донимали? Кузнечик, "целую вечность".
- Чем Кузнечик отличался от других новичков? У него есть друг — Слепой, значит, Кузнечик не один, не одинок; это противопоставляет его стае.
- Как стая травит Кузнечика и Слепого? (первая страница, первая колонка, два последних абзаца; вторая страница, первая колонка со слов "В спальне под руководством Спортсмена...").
- Опишите стаю Спортсмена. Кто в нее входит? Где они живут? (первая страница, первая колонка, 1-2 абзацы).
- Подберите прилагательные, описывающие Спортсмена — вожака стаи. Какой он? Жестокий, озлобленный, пакостливый, безжалостный...
- Найдите сцену после драки. Какие эмоции переживают Кузнечик и Слепой? Кузнечик испытывает отчаяние, обиду и грусть за то, что его травят так долго. Слепой же успокаивает его, демонстрирует уверенность в себе, спокойствие, чувствует ответственность за Кузнечика перед Лосем, которому обещал за ним приглядывать.
- Почему Кузнечик попросил Слепого потрогать его ухо? Найдите эту сцену. Как вы думаете, почему у Слепого такая кличка? Кличка дана Слепому за то, что он действительно незряч: он находит ухо Кузнечика на ощупь. Сам Кузнечик, видимо, не может потрогать своё ухо, а после драки он говорит, что ему "удалось" кому-то врезать. Возможно, у Кузнечика есть проблемы с руками. (Это правда: у этого героя романа нет рук.)
- С кем, кроме Кузнечика и Слепого, ещё враждовала стая Спортсмена? С колясниками (колясочниками) — они главные враги стаи.
- Почему в этот раз участников нападения на Кузнечика и Слепого было меньше? Слепой говорит, что сегодня не было Сиамца Макса — тот, кажется, переживает из-за своей ноги. Сиамец Макс — возможно, один из сиамских близнецов (Кузнечик спрашивает, как Слепой отличает мальчиков, если они одинаковые. Слепой говорит, что голоса у братьев-сиамцев разные.)
- Изменились ли теперь ваши представления о Доме? Можете ли вы дополнить информацию об этом месте? Это не обычный детский дом, это интернат для детей-инвалидов.
- Если все, кто живет в Доме, дети-инвалиды, то почему они травят новичков, а не поддерживают их и не сочувствуют им? Те, кто попал в Дом позже, получили больше родительского тепла и любви; стая завидует и злится; дети, которых никто не любит, жестоки и безжалостны, особенно к тем, кого кто-то любит.