Найти в Дзене
A.Dancer

Балетный словарь. Как правильно делать пассе.

Оглавление
Фото Pinterest.ru.
Фото Pinterest.ru.

В эфире шестой выпуск "Балетного словаря". Здесь я досконально объясняю базовые балетные движения, приправляю их полезными видео от экспертов и даю лайфхаки специально для взрослых любителей. В этом выпуске расскажу, как правильно делать пассе.

В своих объяснениях я руководствуюсь классикой: книгой "Основы классического танца" А.Я. Вагановой. Подсказки для взрослых - мои личные наблюдения и опыт. Даю только те советы, которые сработали для меня на практике.

Что такое пассе

У Вагановой в учебнике сказано, что пасе "служит вспомогательным движением, переводящим ногу из одного положения в другое".

Тем временем, на классах у взрослых любителей пассе часто выполняется именно как поза, а не как вспомогательное движение: например, в конце экзерсиса педагог просит поднять ногу на пассе и задержаться в этом положении.

На этом моменте у меня обычно трясутся ноги, руки, корпус (особенно если я держу пассе на высоких полупальцах), потому что удержать пассе так, чтобы тебя не перекосило от напряжения и неправильного распределения веса, чтобы плечи и зад остались ровными - это задача не для слабаков.

Нам, любителям, часто требуется именно постоять в позе пассе, чтобы почувствовать, как работают мышцы, как держится баланс, да и в целом - чтобы дать телу очень четко понять это ощущение пассе. Почему? Потому что это очень мимолетное движение, и, если не заострять на нем такого внимания, мы не сможем выполнять его правильно тогда, когда оно уже не поза, а движение.

Грубо говоря, если не оттачивать пассе отдельно, то нога не будет по балетному красиво проходить путь, скажем, от арабеска к developpe вперед. Вроде бы, всего-то, пара секунд - но именно такие детали и отвечают у нас любителей за красоту исполнения.

Правила исполнения от А.Я. Вагановой

Passe соответствует своему французскому названию проходящее, переводящее. В сценическом танце оно служит вспомогательным движением, переводящим ногу из одного положения в другое.
Если мы стоим на developpe вперед на efface и хотим передать ногу на arabesque, не обводя ее grand rond de jambe, мы согнем ногу в колене, оставив ее на высоте 90°, проведем носком близко к стоящей ноге и выведем на 3-й arabesque. Прохождение ногой этого пути и называется passe.
Это же движение можно сделать с прыжком, отделившись от пола стоящей ногой — оно будет называться так же.
Passe можно сделать и по полу, как в rond de jambe par terre, это будет passe по I позиции.

Подсказки для взрослых

1. Стремитесь держать ногу на пассе высоко. Здесь самое интересное: в учебнике Вагановой ни слова о том, что рабочая нога должна стремиться повыше. А учат нас совершенно не так. "Чем выше пассе, тем выше зп", говорил один мой педагог. Оказывается, с высоким пассе легче делать пируэте, да и вообще - оно смотрится эффектнее. И вот, никто уже не держит ногу низко, все стараются держать как можно выше. Можно сказать, что это отхождение от правил, но оно настолько общепринятое и негласно утвержденное, что давайте просто ему следовать.

2. Отводите колено рабочей ноги назад. Именно такое должно быть ощущение. Нога не просто идет вверх и сгибается, а именно колено стремится назад, еще говорят "за спину".

3. Не поднимайте бедро рабочей ноги. Здесь все просто: вверх идет колено, а не бедро. Никаких компромиссов, чтобы поднять ногу выше. Главное - сохранить бедра ровными. И только после этого - стремиться поднять колено выше.

Лайфхак: сядьте в grand plie и резко встаньте на одной ноге (держась при этом за опору/станок), а другую ногу сохраняйте в том же положении, в котором она была на grand plie. Тогда вы точно почувствуете, как должна ощущаться рабочая нога в пассе.

4. Держите ось. При пассе вес автоматически должен перейти на сторону опорной ноги. Соответственно опорная нога и часть туловища на стороне опорной ноги- и есть ваша ось.

5. Лучше держать низко, но не падать. Да, стремиться вы должны к высокому пассе, но точно не в ущерб ровным бедрам, прямому туловищу и собственному равновесию.

Полезное видео

Предыдущие выпуски балетного словаря для взрослых

________

Автор — Евгения Будрина.
Начала заниматься балетом в 32. Рассказываю о том, каково это — серьёзно заниматься танцами после 30. О сложностях, фейлах, личных историях и лайфхаках. И просто размышления по поводу.
Мой инстаграм - @jenia_a.dancer
Группа в Facebook для тех, кто занимается балетом во врослом возрасте.