Найти тему

Как бизнесу не потерять все после пандемии?

Заголовки российских СМИ пестрят о разорении малого бизнеса и о том, что в некоторых сферах пандемию не пережили порядка 70% участников отрасли. Сильно пострадали ресторанный бизнес, грузоперевозки, розничная торговля и другие.


Но даже те, кто не закрылись, испытывают ряд трудностей и приходят за их решением либо к бизнес-консультантам, либо к юристам и адвокатам.

Мы со своей стороны подготовили юридические рекомендации для малого и среднего бизнеса, чтобы бизнес не потерял все активы и мог продолжать свое развитие.

Фото автора. Юридическое бюро "Литвинов и партнеры"
Фото автора. Юридическое бюро "Литвинов и партнеры"

Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?


1. Навести порядок в документах. Проверить свои договоры, наличие закрывающих документов по сделкам. Что не закрыто - закрыть по возможности, т.к. другие контрагенты, испытывающие тот же финансовый голод начинают взыскивать неосновательное обогащение, если при переводах договор не заключался и закрывающих документов нет..

2. Наладить работу с дебиторской задолженностью. В настоящее время уже все претензии должникам должны быть доставлены, а иски готовы к подаче. Если это еще не так, можете довериться команде юристов и они все сделают по высшему разряду.

3. Провести ревизию своей задолженности. Чтобы двигаться дальше, нужно подсчитать те долги, которые отбить в суде будет невозможно, и в случае, если их сумма более 300-500 т.р., а активов для их погашения недостаточно, можно рассмотреть банкротство как способ закрыть эту старую страницу жизни и начать все сначала в другой форме.

4. Защитить активы. В условиях кризиса предприниматели стали проявлять особенное внимание к защите своей интеллектуальной собственности. Регистрация своего бренда в Роспатенте, ноу-хау, изобретения - тоже способ защиты нематериальных активов и устранения бреши в выручке, возникающей из-за недобросовестной конкуренции. Поэтому принятие мер по защите активов важно, и чем скорее Вы это реализуете, тем быстрее бизнес пойдет в гору. Кто-то начал продажу франшизы именно в кризисный период, и дело пошло, т.к. даже многие наемные топ-менеджеры потеряли работу, но имея денежный запас для стартового капитала, решили либо открыть свой бизнес, либо купить франшизу и развиваться в рамках сети.

5. Открыть новое направление бизнеса. Возможно, именно здесь зона Вашего роста. Когда ателье открывает линию производства медицинских масок - это адаптация к условиям рынка. Кто-то принимает решение закрыться, а кто-то - открыть что-то новое.

6. Оптимизировать налогообложение. Некоторые предприниматели принимают решение закрыть ООО, открыть ИП или перейти на режим плательщика налога на профессиональный доход (самозанятость). Но и в рамках действующего бизнеса можно использовать определенные законные инструменты для оптимизации. Подробнее мы их обговариваем при личной консультации, т.к. в каждом бизнесе есть своя специфика.

7. Оптимизировать расходы на штат сотрудников. Если Вы еще этого не сделали, подумайте, как оптимизировать расходы на команду. Возможно, стоит какие-то услуги отдать на аутсорсинг и сэкономить на налогах и взносах. Например, юридический аутсорсинг стал еще более востребованным после пандемии, о том, какие проблемы с помощью него можно закрыть изучите здесь.

8. Привлечь инвестиции и свежие идеи в развитие бизнеса. Деньги - это кровь бизнеса, они должны циркулировать и приносить результаты всему бизнес-организму. Инвесторы сейчас ищут возможности перспективных вложений, и Ваш бизнес может стать таковым. Сопровождая инвестиционные проекты, наши юристы неоднократно видели, как возрождался бизнес после привлечения инвестиций.

Поделитесь, как Ваш бизнес чувствовал себя в период жестких ограничений и удалось ли выжить в условиях пандемии? Что помогло?