Пожалуй, едва ли не больше всех других красочных типажей интернета меня умиляют и трогают самоуверенные граждане, которые убеждены, что точно знают, кому и сколько платят за посты и статьи.
Есть ведь у каждого во френд-лентах такие? Любую неприятную для них информацию они объясняют тем, что собеседнику платят. Такой человек, убежденный, что все кругом куплено, имеет вполне четкий портрет: ему хорошо за сорок, он живет в глубинке, у него максимум три сотни френдов, редко когда больше тысячи. Этот человек еще немного помнит Советский союз, слово "блат" и убежденность, будто все в мире "схвачено". Молодежи это слово может уже быть непонятно, а вот советские и постсоветские люди его отлично помнят. "Схвачено" - это слово для мироописания человека, ощущающего свою беспомощность и безысходность. У него нет перспектив, возможностей, будущего, потому что все заранее предопределено системно. И ему, маленькой букашке, остается только объяснять свою жизнь тем, что у других все "схвачено".
Этот человек все абсолютно, все чужие успехи, объясняет советской безысходностью. Только теперь вместо "схвачено" появилось у него слово - "купили". Маленькому человеку нужно объяснение новой реальности, в которую он попал и в которой от него в очередной раз ничего не зависит. Поэтому он ищет их в привычном "схвачено".
Еще этот человек чувствует пиетет перед популярностью, публичностью, он видит, что все теперь измеряется соцсетями, все меряются славой, подписчиками.
Для обывателя 1000 френдов даже, не подписчиков, являются, как правило, недостижимым идеалом. Мечтой настолько дерзкой, что он даже робеет к ней стремиться
Потому обладателей аккаунтов с тысячью френдов он обожествляет. И убежден, что у такого пользователя деньги льются рекой, он нарасхват, очень влиятелен. А уж если у тебя 5000 френдов и 11 000 подписчиков, как у меня на Фейсбуке, или - 16 000 подписчиков, как на моем Дзен-канале... Если так, что здесь, думает обыватель, точно лично из министерских кабинетов деньги заносят автору.
Человек сидит в каком-нибудь Торжке или на окраине Самары и просто не верит, что где-то что-то может происходить бесплатно. Это такой самолюбивый провинциал с прищуром, который привык к нескольким нехитрым правилам жизни. Точнее, к двум:
- все на свете продается и покупается, кроме его собственных убеждений;
- все его хотят обмануть.
Себя человек чувствует на передовой информационной войны, в которой главное - не даться тем, кто хочет его облапошить. Ну и, конечно, вычислить "купленных". А чтобы не прогадать, человек на всякий случай все объясняет проплаченностью. Потому что очень боится прослыть дураком. Он сидит и реально переживает, а не смеется ли сейчас над ним какой-нибудь блогер, которому заплатили, чтобы обмануть бдительного жителя Самары.
Люди эти меня всегда умиляют. И мне их даже жаль. Как только я вижу обвинения в проплаченности, вопросы с прищуром "Признайтесь, сколько вам заплатили", я, говоря строго, без экивоков, понимаю, что передо мной никто. Ну реально - никто. Что у этого человека нет достаточных компетенций, которые бы позволили ему разобраться, как устроен медиарынок, SMM, нативная реклама, кому платят, кто платит, за что. Я также понимаю, что человек этот в принципе не очень умен - увы, у умных нет комплекса "все схвачено". Я также понимаю, мне даже не надо заглядывать в аккаунт, что у человека мало френдов, он никому не интересен. И, наконец, я безошибочно определяю, что этот человек очень самоуверен и самолюбив, что мешает ему понять отсутствие у него нужных для разоблачения "проплаченных" авторов навыков.
Как уберечь себя от такого стыдного и жалкого пути? Надо просто принять на веру несколько фактов. Взять за аксиому и никогда их не нарушать:
- никто не платит за посты авторам даже с 10 000 подписчиков. И даже с 20 000. Это очень мало. Политическая реклама начинается с совершенно других значений. Покупать автора с 20 000 подписчиков неэффективно и рискованно: нет отдачи, КПД почти нулевой, но высок риск утечки сведений о самом факте подкупа. Если у тебя задача донести какую-то ложь до 5 млн человек, например, безопаснее заплатить десяти пользователям, которые эту аудиторию перекрывают, чем тысяче с маленькими аккаунтами, потому что из тысячи многие проболтаются. Чем больше участников вовлечены в мутную схему, тем выше процент утечки;
- если речь не идет о ТикТоке или подростковой рекламе в Инстаграме, вы никогда не догадаетесь, что оплачено, а что нет. Просто потому, что уровень людей, которых покупают, позволяет им вас обмануть. Именно по этой причине им платят деньги. Обыватель никогда не распознает созданный профессионалами проплаченный пост, стишок, заказное кино. Никогда! Это железное правило.
- по френд-листу всегда видно, кто перед тобой. Люди, считающие, что всегда распознают "заказуху", очень любят строить из себя крайне информированных, они намекают, что не те, за кого вы их принимаете, что у них есть какие-то знания, связи, опыт, что их так просто не обдуришь. Но ты просто по одному предложению понимаешь, что за ними ничего нет. И даже если у них действительно 1000-2000 френдов, тебе достаточно посмотреть на список друзей бегло, чтобы определить, что перед тобой никто. Увы, но тот же рынок политической рекламы не безграничный, любой, кто им интересовался, знает, как он устроен, какие там имена. И любого человека по его френд-листу сегодня можно опознать, компетентен он рассуждать об этом рынке или нет.
Журналистики оно касается еще больше. Особенно смешны самоуверенные люди, которые считают, что смогут безошибочно распознать политическую или коммерческую, имиджевую джинсу в СМИ первого ряда. Да ни за что! Вы не сможете никогда. И даже если я, например, все же достаточно опытный журналист, писатель, публицист, стану писать политическую заказуху, никто из обычных людей ее никогда не распознает. Потому что нужны для этого не менее высокие писательские компетенции + знание рынка + знание ситуации в индустрии + знание личности журналиста + знание редакции и личности редактора. Я, например, когда-то писала мягко, что считаю заказной статью Юлии Латыниной о телефонных мошенничествах из зон - за этим утверждением стоит все перечисленное: опыт, знание ситуации на рынке, положения дел в редакции и пр.
Обыватель же никогда не сможет такую поделку распознать
Плохо, конечно, когда человека обманывают и промывают ему за деньги голову - никто не хочет быть обманутым. Но куда хуже выставлять себя на всеобщее посмешище, делая вид, будто ты, сидя в панельке в Самаре, работая в автосервисе и имея 150 френдов, точно знаешь, как устроен рынок политической рекламы, и не даешь себя обмануть. Поверьте, те, кто покупает, над теми, кто всюду трещит "А сколько вам заплатили?", смеются куда больше, чем над молчаливыми слушателями. Потому что если молчащие еще могут оказаться умными, то люди, которые убеждены, будто ведущие пиар-агентства мира, лучшие журналисты, писатели, рекламщики и актеры, не смогут их обмануть, очень смешны.
---------------------------------------------------------------------------------------------------