5 февраля в 19:00 в Музее истории ГУЛАГа состоится открытие выставки "Язык [не]свободы". В основу выставки лег словарь лагерной лексики, который бывший узник ГУЛАГа Леонид Городин составлял на протяжении двадцати лет.
В серии публикаций мы рассказываем о Леониде Моисеевиче Городине и деле всей его жизни — словаре лагерной лексики. Первая часть, вторая часть.
В конце 1940-х годов заканчивались сроки заключения тех, кто был осужден в годы Большого террора. Эти бывшие заключенные представляли серьезную опасность как источник нежелательной информации о незаконных методах ведения следствия и бесчеловечных условиях жизни и работы в лагерях. 21 февраля 1948 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР». Начались повторные аресты всех политзаключенных, кто уже отбыл наказание и вышел из лагерей.
В феврале 1950 года Л.М. Городина, проживавшего на тот момент в Воркуте, повторно арестовали по делу 1936 года, как активного троцкиста.
Следователь, не владея никакими реальными фактами, подтверждающими антисоветскую деятельность обвиняемого после освобождения из лагеря, упорно принуждал Городина сознаться в своих «преступлениях», но последний отрицал все предъявленные ему обвинения. Несмотря на то, что в обвинительном заключении признается отсутствие доказательств антисоветской деятельности Городина, Особое совещание приговорило его ссылке на поселение в Красноярский край.
В 1956 году Леонид Моисеевич был освобожден и получил справку об отмене приговоров за 1936 и 1950 гг. за недоказанностью преступлений.
Впереди был долгий процесс реабилитации по делу 1928 г.
«В феврале 1950 года, работая на ШУ-2 был снова арестован. В ордере на арест было написано: «за хранение оружия и связь с заключенными». Продержали (за неимением тюрьмы) семь месяцев в бывшем изоляторе Олпа «Капитальная» в одной камере с ворами и убийцами. Никакого нового «дела» и не пытались сотворить и в конце концов сослали в Красноярский край.
В конце 1954 года по амнистии, связанной со смертью Сталина был из ссылки освобожден».
Из автобиографии Л. М. Городина