Найти тему
Яхт-клубок

Морские внедорожники. Возвращаясь к написанному

По статистике, самой популярной моей статьей на Дзене до сих пор является рассказ об отечественной моторной яхте, которую можно классифицировать как экспедиционную или морской внедорожник. Сначала я решил, что популярность её обусловлена тем, что лодка отечественного производства. Но позвольте, в названии нет указания на этот факт! Стал быть, дело в другом. А в чём же? Очевидно, читателей «цепляет» название – «морской внедорожник». Тогда почему бы не подогреть интерес читателей к такому необычному виду катеров? С удовольствием! А что может этому способствовать? Наверное, рассказ о других судах подобного типа и сравнение их с нашей лодкой. Показать сходства и различия.

Для начала я повторю то, с чего начал статью о NorthSilver 1440.

Траулеры — это суда экспедиционного класса, как правило, со стальными корпусами, имеющие неограниченный район плавания. Скошенная или прямая «траулерная» рубка придает им сходство с профессиональными судами — буксирами или рыболовными судами. Собственно, от них они и берут начало. Надежные корпуса с повышенной мореходностью, рассчитанные на самые жесткие условия, стали основой для современных комфортных экспедиционников. Такие яхты универсальны — они обладают высокой автономностью, что позволяет совершать длительные морские переходы. Также их активно используют профессионалы, ценящие экспедиционные суда за надежность. В последние годы стали появляться траулеры со стеклопластиковыми корпусами, по прочности они уступают стальным, однако они также имеют свои преимущества, не последнее из них — меньшая цена. (с сайта https://itboat.com/ ).

Для сравнения я решил отобрать ещё две яхты подобного класса. Почему только две? Ну, во-первых, чтобы «не растекаться мыслью по древу» (да, я знаю, что сие выражение и звучит по-другому, и означает совсем другое). А, во-вторых, подобрать прямых конкурентов нашей NorthSilver 1440 оказалось делом не таким уж простым. Схожими размерами обладает только Targa 44. Её я и буду рассматривать в этом обзоре. А о меньшей на целый метр Nord Star Patrol 42 Fly я расскажу в следующей статье.

Targa 44

Верфь Botnia Marin , выпускающая моторные яхты Targa была основана в 1976 году в финском городе Маалахти Йоханом Карпеланом (Johan Carpelan). Первоначально компания выпускала парусники, а также мини-баркасы серии Botnia 23. А в 1984 он выкупил право производства моделей Targa Yachts — скандинавских классических внедорожников с наклоненной вперед траулерной рубкой. Производство парусных яхт на настоящее время прекращено, а вот катера Targa строят до сих пор. И они пользуются успехом не только у любителей морских путешествий в разных широтах. С 1996 года полиция Норвегии, а позже и полиция США отдают предпочтение судам этой верфи.

Не правда ли, они похожи? На первом фото героиня нынешнего обзора, а на втором - тот самый морской внедорожник российского производства. Только не спешите с обвинениями, мол сами ничего не могут, как всегда украли у иностранцев. Если архитектура, как внешняя, так и внутренняя, практически одинаковы, так как это продиктовано назначением и классом судов, то с материалом, из которого изготавливают эти катера, картина совсем другая. Напомню, что материалом для NorthSilver 1440 служит алюминиевый сплав. А финская лодка изготовлена из стеклопластика.

В чем различия? Алюминий (точнее, его сплав) несколько жестче и легче пластика, а главное – не подвержен коррозии. Но дороже в постройке и в ремонте корпуса. Если на стеклопластиковом корпусе небольшие повреждения заделываются легко, при правильно подобранном цвете гелькоута (полиэфирной смолы) их потом и не найдешь, то металл придется заваривать, а место сварки шпаклевать и красить. У пластика свои плюсы и минусы. Массово строить яхты и катера из него проще – технология отработана. На солнце он практически не выгорает, а в случае светлой окраски - практически не нагревается. И выглядит сразу хорошо. Металлический корпус нужно красить и полировать, а стеклопластик достаточно регулярно мыть и полировать 1-2 раза в сезон. Но из-за пористой структуры пластиковые яхты подвержены осмосу – внутреннему разложению структуры корпуса под «глазурью» гелькоута. И, хотя процесс этот не стремительный, пластиковой яхте необходимо хотя бы раз в 1-2 сезона «отдохнуть» на берегу, например, в межсезонье. Алюминиевым катерам в этом плане проще. Хотя и их стоит хоть иногда поднимать из воды, чтобы очистить и осмотреть подводную часть, обслужить движительно-рулевой комплекс, да и просто не оставлять зимовать такую лодку во льдах.

Архитектура яхт экспедиционного класса отражает их назначение – путешествия по воде в относительно сложных условиях с достаточным комфортом. Здесь не будет просторного открытого кокпита или огромных лежаков на носу и корме. Зато тут будет фальшборт по всему периметру, широкие протопчины (проходы по палубе) по бортам, лобовое стекло в рубке с обратным наклоном, чтобы лучше «штормовать» и плотно закрывающиеся двери.

-2

Места внутри тут меньше, чем у обычных круизных яхт с флайбриджем схожего размера, которые, как правило, шире на 30-50 см. Салон с динеттой и камбузом разместился не внизу, в корпусе судна, а в верхней части. Как всегда, обеденная зона легко трансформируется в спальную.

Но и без этих дополнительных спальных мест на катере с достаточным комфортом заночуют 5 человек. Для этого в носовой расположена мастер-каюта с отдельным входом.

Мастер-каюта
Мастер-каюта
Вход в мастер-каюту и санузел хозяина
Вход в мастер-каюту и санузел хозяина

В середине корпуса, также с отдельным входом, могут быть гостевые каюты разных форматов – с одной двуспальной кроватью, либо пульман.

Кроме того, ещё одно спальное место предусмотрено рядом с гостевой каютой по правому борту, под трапом.

Вход в гостевую каюту и на отдельное спальное место
Вход в гостевую каюту и на отдельное спальное место

Что вполне естественно, для каждой зоны предусмотрен свой отдельный санузел.

Гостевой санузел
Гостевой санузел

Но, разумеется, гости на борту не будут только спать. Не за тем люди отправляются в путешествия по воде.

Кстати, возвращаясь к назначению этого рода яхт. Помните, как органично смотрелась отечественная яхта в северном пейзаже? Targa , построенная финнами, будет смотреться в тех же северных широтах также органично. Ну, ещё бы! Контуры-то одинаковые. Но не стоит думать, что экспедиционники хорошо себя чувствуют только на севере. Как показывает практика, моторные яхты из Финляндии с удовольствием покупают для Средиземного мор я. Помнится, в комментариях к статье о NorthSilver 1440 было много споров, мол, где такие лодки могут быть нужны? Вот вам, пожалуйста – готовая ниша для отечественного продукта.

Разумеется, ни гости, ни владелец отсиживаться внутри лодки не будут. Для них есть место для отдыха на корме яхты и на флайбридже, рядом со вторым постом управления.

Вид на кормовую палубу с флайбриджа
Вид на кормовую палубу с флайбриджа
Нос достаточно просторный, но загорать не уляжешься
Нос достаточно просторный, но загорать не уляжешься
Ещё один вариант флайбриджа – с динеттой
Ещё один вариант флайбриджа – с динеттой
Увеличенный флайбридж – место для размещения тендера
Увеличенный флайбридж – место для размещения тендера

По фото можно понять, что финская верфь предлагает много вариантов планировки. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Отечественным производителям стоит обратить на это внимание.

Я думаю, если посмотреть статью об отечественной лодке подобного класса, можно увидеть, что они очень и очень схожи, как снаружи, так и внутри. Не будет преувеличением сказать, что создатели NorthSilver 1440 ориентировались в первую очередь именно на Targa 44. А вот что можно считать явным преимуществом Targa 44, так это возможность выбора вариантов двигателей от 2*660 л.с. до 2*870 л.с. Кроме того, есть и выбор приводов - угловые поворотные колонки или днищевые поды. Мало, мне попадалась информация, что по желанию заказчика верфь может установить в качестве приводов даже водомёты.

А какие моторные яхты есть ещё в этом классе? В следующей статье я расскажу ещё об одной лодке. И тоже из Финляндии.

Продолжение следует…

Фото взяты из открытых источников.