Найти тему

Новое школьное чтение: два пса и один недопёсок

Форзац книги Юрия Коваля «Недопесок». Художник Евгения Двоскина.
Форзац книги Юрия Коваля «Недопесок». Художник Евгения Двоскина.

Среди многочисленных проблем начального школьного образования мне как учителю больше всего мешает несогласованность программ по разным предметам. Поэтому, начав работать в альтернативной начальной школе, я постаралась максимально связать между собой три «своих» предмета – русский язык, чтение и окружающий мир. Я убеждена, что основная цель любого образования – помочь человеку освоить окружающую его реальность, научиться понимать самого себя во взаимодействии с разными сторонами этой реальности. Именно поэтому тематическим стержнем всей моей работы стала авторская программа по окружающему миру. А русский язык и литературу я воспринимаю как основные инструменты, которые помогают нам всем понимать смыслы и ценности этого мира, выражать самого себя и описывать свое место в реальности. Все тексты, которые я включаю в программу по чтению, связаны, с одной стороны, с программой по окружающему миру, а с другой – с личностным развитием самих детей. Мне важно, чтобы каждая всерьез прочитанная книга становилась поводом для разговора о жизни здесь и сейчас.

Вот почему в третьем классе в нашей программе по чтению появились не совсем обычные книги, посвященные животным. По окружающему миру мы изучали зоологию, и тут, казалось бы, всё давно уже придумано: книги о зверях есть абсолютно по всех программах по чтению, обычно они собраны в разделе «Пушистые друзья», «О братьях наших меньших» и т.д. Но мне было важно, чтобы дети увидели животных не только глазами натуралиста (такие книги мы, конечно, тоже читаем и активно используем, но на уроках окружающего мира). Мне хотелось показать детям, как зоология становится философией, как образ зверя становится художественным образом. И я включила в программу три произведения, которые вроде бы рассказывают истории про зверей – но на самом деле, про людей. О взрослых, о детях, о каждом из нас.

Сначала мы прочли «Каштанку» Чехова. Этот текст давно изучается в школе, и, в общем то, все методические приемы придуманы уже до меня. Мы занимались «медленным чтением», тщательно анализируя время и пространство этого небольшого рассказа. Пытались понять, с чьей точки зрения мы видим происходящие события, и приходили к выводу, что автор смотрит на всё глазами самой Каштанки. Рассуждали о смысле преданности – насколько полезно это качество людям? Обсуждали бытовое насилие и свое отношение к нему; детям трудно представить причины того обращения с Каштанкой, которое практиковал Федюшка, сын столяра. Писали сочинения-рассуждения о том, как поступил бы каждый в ситуации Каштанки. И впервые в разговоре о том, почему Каштанка выбрала непривлекательную (для нас), жестокую, грязную атмосферу квартиры столяра, а не блестящий и открытый мир цирковой свободы, мы заговорили о проблеме личного выбора. О том, что каждый день мы совершаем свой выбор – и несем за него ответственность.

-2

Этот разговор мы продолжили на следующих уроках, когда предметом чтения стала «Собака Пес» Даниэля Пеннака. Многое в поэтике этого текста созвучно «Каштанке». Ребята сразу заметили, что мы опять видим мир глазами собаки, причем не только автор как будто перевоплощается в своего героя, но даже мы, читатели, вынуждены «занимать» это место, смотреть на мир глазами бездомного пса. Говорили, что именно по этой причине книгу читать нелегко – не очень-то весело жить на помойке и терпеть оскорбления. Среди ребят были и такие, которые отказались дочитывать ее до конца, потому что книга очень грустная и печальная. Мы вновь писали сочинения о выборе и ответственности, тем более, что в этой книге есть целая галерея разных «собачьих образов» и многие из них антропоморфны. Ребята вспоминали примеры из своей жизни, перебрасывали мостики от собачьей жизни на помойке в Ницце к знакомым им собакам Петербурга. Когда я предложила выбрать для чтения вслух самый интересный фрагмент книги, все однозначно указали на сцену разгрома квартиры. Оказалось, что ребят очень порадовало такое самоутверждение, такая высокая степень свободы животных – они смогли настоять на своем, смогли доказать свою правоту. Пусть и не самым «добрым» способом.

-3

Третьей и самой важной, на мой взгляд, книгой, которая завершала наш мини-цикл о животных, стал «Недопёсок» Юрия Коваля. Несколько уроков мы посвятили чтению вслух и обсуждению, сравнению разных изданий и иллюстраций, составлению «карточки книги» (автор, название, план книги, основные персонажи, ключевые пространства, хронология событий). Затем я задала ребятам три ключевых вопроса, которые когда-то придумал Э. Чамберс, автор методики «Расскажи!». Мы используем эти вопросы уже второй год, при работе с любым текстом – и ребята признаются, что уже во время чтения размышляют над этими вопросами и даже ведут по ним записи.

-4

Первый вопрос самый простой и самый важный, он мгновенно устанавливает эмоциональную связь читателя с текстом: «Что тебе понравилось в книге?»

Вот ответы ребят:

– главный герой – красивый и царственный песец;

– то, что он убежал из клетки (да еще и с другом);

– он целеустремлённый и всегда идёт на север;

– что здесь всё в «нормальном времени», нет воспоминаний и прошлого времени (флешбэков), как в книге «Собака Пёс»;

– есть выбор пути, песец сам решает, куда идти и что делать, никто ему не задает маршрут заранее;

– что он дважды, даже трижды убежал – и не вернулся;

– то место, где он превратился из побитого пса в гордого песца (когда Маркиз привел его обратно на ферму);

– как Лёша спас песца;

– что автор рассказывает сразу о разных местах и событиях, а не только следит за жизнью одного песца.

Второй вопрос чуть более сложный; он тоже про эмоции, но тут подключается и аналитическое мышление, и умение рефлексировать над прочитанным: «Что тебе не понравилось в книге?»

Третьеклассники отвечали так:

– мысль Серпокрылова о том, что надо дразнить и украсть недопёска;

– много проходных непонятных персонажей (волшебник, техничка);

– непонятная история с колодцем;

– что на звероферме убивают песцов ради шуб;

– что песцов всё время ищут, поэтому всё время читаешь с напряжением и тревогой;

– отношение к недопёску Веры Мериновой;

– как взрослые подкупали и специально обманывали детей только для того, чтобы им отдали недопеска;

– много описаний – мало приключений.

Наконец, третий вопрос – самый главный. Он фиксирует «точки роста», которые позволяют мне как учителю формулировать темы для самостоятельного размышления или группового обсуждения, предлагать ребятам темы для сочинений, выбирать книги для дальнейшего чтения и планировать стратегию работы над ними. «Что было непонятно в книге? Какие вопросы ты бы хотел задать?»:

– Куда сбежал недопёсок в конце книги?

– Что делал с колодцем дядя с чемоданчиком?

– Что случилось со Сто шестнадцатым?

– Каковы отношения между Наполеоном и Маркизом – это дружба?

– Зачем в книге так часто упоминается Орион?

Во время чтения и обсуждения отдельных глав мы с ребятами сравнивали жизнь и чувства песца в двух ключевых пространствах книги – на ферме и в лесу. И именно тогда у нас родился образ «сытой клетки» (у Коваля подчеркнуто часто повторяется звон тарелочек для кормления, по которому песцы узнают звероферму «Мшага») и «голодной свободы». В итоговом сочинении по книге я попросила учеников поразмышлять над тем, что они бы на месте песца выбрали из этих двух крайностей. Почти все «поддержали» Наполеона Третьего и выбрали свободу. И для меня это был самый важный итог наших уроков.

-5

Анна Рапопорт, филолог, краевед, педагог, автор научно-популярных книг для детей и подростков.