В то время учебный год значительно отличался от современного. Его начало было привязан к сбору урожая, ведь до его окончания каждые рабочие руки были на счету.
В #России в земских школах дети учились с 1 октября до 1 мая, то есть всего 7 месяцев. Около месяца приходилось на праздники: Святки, Страстную и святую недели. Всего с учетом воскресений набиралось лишь 125 учебных дней.
Родители посылали детей в школу неодновременно, а забрать могли раньше конца учебного года в зависимости от состояния домашних дел. Так что и без того небольшой срок обучения еще больше сокращался.
Школы того времени работали на шестидневке, то есть ученики отдыхали только по воскресеньям. В другие дни у них было по 4-5 уроков продолжительностью в час. На перемены отводилось всего 10 минут, но выделялся час на обед.
Обучение было трехлетним. При этом все 3 класса находились в одном помещении и занятия вел один учитель. Конечно, это было нелегко. К примеру, одному классу давалась письменная работа, в это время другому нужно было объяснить новый материал, а с третьим – повторить домашнее задание. Иногда все три класса работали с одним материалом: младшие читали, средние отвечали на вопросы, а старшие писали изложение по прочитанному.
Спрашивать детей по одному возможности не было, поэтому чаще всего они отвечали ором на вопросы учителя. Домашних заданий не задавали – из-за отсутствия бытовых условий ученики не могли их выполнять.
Перечень школьных предметов впервые был утвержден в 1886 году Священным Синодом. Конечно, он был ориентирован на религиозное воспитание. Изучали Закон Божий, Священную историю, церковное пение, письмо, начала арифметики (четыре действия в пределах 100 единиц).
В 1902 году правительство приняло новую учебную программу, в которой добавилось изучение дробей и чисел до 10 000. Кроме того, детям стали давать так называемые краткие сведения о явлениях природы. Утвержденного учебника по этому предмету не было, поэтому каждый педагог преподавал по своему разумению: рассказывал детям о том, что ему было известно из разных #наук: ботаники, зоологии, физики, химии и даже медицины.
Новой программой предусматривался и небольшой курс географии с упором на изучение существующих путей сообщения, а также краткий курс отечественной #истории от 862 года до Петра Великого.
Курс Закона Божьего никуда не делся, а даже расширился. Отдельным предметом вводился церковнославянский язык. Дет должны были учить наизусть несколько десятков псалмов.
Впрочем, в светские школы пробиралась уже и гражданская лирика: #стихи Пушкина, Жуковского и других.
Любопытно, что нынешние #дети в рамках школьной программы учат наизусть то же стихотворение Василия Андреевича Жуковского, что и их ровесники в 1902 году:
Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит;
И лапочкой котик
Помадит свой ротик;
А козлик седою
Трясет бородою.
Подписывайтесь на канал, дальше будет много интересного! Мы рады вашим лайкам и комментариям!
Читайте также: