Найти тему

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ. Ребенок и родитель

Ракурс 2. Ребенок и родитель

Когда ребенок приходит в мир - он сначала не чувствует себя отдельно ни от мира, ни от матери. "Мама" - это тот образ, который уже заложен в восприятии маленького существа через те ощущения, которые сопровождали его приход в мир.

Было ли маленькому существу тепло или холодно? Ласкали ли его, укачивали, прижимали к себе? Смеялись ли с ним? Вот эти первые ощущения и сформировали первые, но устойчивые установки восприятия.

Мир маленького существа формируется с первых часов жизни
Мир маленького существа формируется с первых часов жизни

В русской крестьянской традиции малыша пеленали до полугода, причем делали это достаточно крепко, чтобы "он не навредил себе". В советских роддомах новорожденных держали в отдельных палатах и приносили к мамам на кормление, и это было в порядке вещей. Развивались целые педагогические теории - о том, как сделать ребенка удобным для родителя, или наоборот - родителя - удобным для ребенка.

В советской же традиции старшие советовали не брать часто ребенка на руки ("привыкнет, потом не слезет с тебя"), не "бежать к ребенку по первому требованию".

Известные принципы воспитания "по Споку", наверное, по сей день откликаются в эмоциональном мире многих из нас.

«Те дети, которые не сходили с рук все первые 3 месяца, будут, возможно, немного избалованы. Когда ребенку время спать, вы можете сказать ему с улыбкой, но твердо, что ему пора спать. Сказав это, уходите, даже если он несколько минут покричит» (Спок Б. Ребенок и уход за ним. Мн.: Попурри, 2008. - 601 с.).

-3

Советы, обстоятельства, конкретные ситуации - у всех семей разные, но первые месяцы жизни малыша формируют устойчивое мнение о том, благоприятен ли мир для него. Добр он или равнодушен и холоден.

Вслед за неразличённостью своего мира и мира матери, внешнего мира, придет момент осознания своей субъектности, того, что "Я - это особое существо" (это происходит от 1 года до 3 лет). Многие родители помнят этот возрастной период как "проблемный" период, когда ребенок, иногда в абсурдных ситуациях, настаивает на своей самостоятельности. Стоит ли препятствовать в этом ребенку или наоборот - дать полную свободу, "пусть он станет самостоятельной личностью"?

Детские капризы всегда имеют причину. Иногда позитивную.
Детские капризы всегда имеют причину. Иногда позитивную.

Вот здесь кроется один из ключевых моментов выбора уравновешенной методики воспитания своего ребенка.

1. Дать ребенку полную СВОБОДУ - это не только удостоверить его в полномочиях свободы. Это еще и означает не обозначить для него ГРАНИЦЫ поведения. Может ли человек жить без осознания этих границ? Будет ли он адекватно себя вести среди своей семьи, с другими людьми, наконец, как он сможет определить себя?

2. Не дать ребенку возможность права на самостоятельность выбора - значит, заложить в его эмоциональном мире запрет на автономную деятельность, механизмы подчинения и отсутствия рефлексии.

Что выбирает разумный родитель? Вряд ли существуют "правильные" модели и "правильные" решения. Необходимо чувствовать своего ребенка, чтобы понимать, что с ним происходит. Учиться прислушиваться, уделять этому процессу и время, и силы. Ребенку необходимо Ваше личностное участие, Ваше внимание. Только так, чувствуя и любовь, и принятие, и неизбежные ограничения, ребенок учится быть самостоятельным и уравновешенным.

О других аспектах родительства и детства еще поговорим.