Приветствую вас, дорогие читатели!
Сегодня хотелось бы поговорить об одном важном эпизоде отечественной истории, а именно о том, как историческая наука оказалась на грани уничтожения в 20-е годы XX века, но в итоге была спасена…
Начнём с небольшой предыстории. Февральская и Октябрьская революция разрушили устои царской России. Большевики, пришедшие к власти, резко отбросили историческое наследие страны, место патриотизма заняли коммунистические идеи, а гимн «Боже, царя храни» сменился коммунистическим «Интернационалом». Новую политику всецело характеризуют эти строчки:
Весь Мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый Мир построим:
Кто был ничем, тот станет всем.
Отношение к национальному самосознанию и историческому прошлому в 1920-е годы наглядно демонстрируют и позиции государственных деятелей тех лет.
Так, Нарком просвещения А.В. Луначарский заявлял, что на первое место должно выйти интернациональное общечеловеческое воспитание, а любовь к Родине и всему русскому воспитывать в людях не нужно.
Показательно и мнение историка-марксиста М.Н. Покровского – с его точки зрения, из всей истории России следует изучать и запоминать лишь то, что соответствует новой идеологии, то есть всё, что имеет отношение к классовой борьбе, формированию капитала и пролетариата и революционному движению.
Если бы так продолжалось и дальше, вполне вероятно, что через поколение-другое советские люди постепенно превратились бы в «Иванов, не помнящих родства», а большая часть истории дореволюционной истории России была бы забыта. Но к счастью, этого не произошло, и в годы правления И.В.Сталина ситуация изменилась.
Что же стало причиной столь важных перемен?
Можно назвать несколько факторов:
1. К началу 30-х гг. стремление воспитать в советских людях пролетарский интернационализм и упор на получение практических знаний отходят на второй план. Поскольку активно происходила индустриализация и модернизация экономики страны, СССР стал нуждаться в большом количестве грамотных и хорошо образованных специалистов с комплексным набором знаний по всем дисциплинам, в том числе истории.
2. Укрепив свою власть, И.В.Сталин взял под контроль историческую науку и начал вести новую политику в этом направлении. В рамках этой политики была отвергнута концепция М.Покровского, а идеи коммунизма объединялись с патриотизмом.
3. Ко второй половине 30-х гг. обстановка в мире начала накаляться – приближалась Вторая мировая война. Также, партийное руководство окончательно убедилось в невозможности мировой революции. В связи с этим было необходимо укреплять в гражданах любовь к Родине и национальный дух.
В конечном итоге произошло эпохальное событие – 15 мая 1934 года вышло постановление «О преподавании гражданской истории в СССР», согласно которому были возвращены исторические факультеты, и объявлялся конкурс на создание нового учебника истории. В 1937 году в этом конкурсе победил «Краткий курс истории СССР» под редакцией А.В.Шестакова, который лично одобрил Сталин.
Разумеется, новый исторический курс и содержание учебника не обошла стороной коммунистическая идеология. Тем не менее, очень важно, что стране вернули её историю, и была протянута нить преемственности от Киевской Руси до Российской империи и СССР.
Все эти изменения отразились и в культуре. В качестве примера можно вспомнить инцидент с пьесой Демьяна Бедного «Богатыри», показанной в 1936 году одном из московских театров. Русь там была представлена отсталой и слабой, а князь Владимир и богатыри – карикатурными персонажами. Вероятно, в 20-е годы «Богатыри» были бы приняты «на ура», однако времена изменились, и партийное руководство стало жёстко пресекать попытки очернения русской истории. В итоге пьеса была запрещена и названа чуждой советскому искусству.
В те же предвоенные годы на экраны СССР вышли историко-патриотические фильмы об Александре Невском и А.В. Суворове.
В конечном итоге советская история стала «преемницей» прошлого страны, а советский народ сохранил свою идентичность и остался русским. Безусловно, во времена правления Сталина было много хорошего и плохого, и можно долго об этом спорить. Однако, на мой взгляд, уход от политики национально-исторического нигилизма в сторону патриотизма – одна из важнейших заслуг «вождя» и «отца народов».
На этом наш экскурс в историю подходит к концу.
Всем спасибо за внимание!