Приветствую.
Незадолго до новогодних праздников я познакомился с талантливыми скульпторами - это семейная пара Антон и Катерина Наймушины. Они организовали свою мастерскую вот с таким душевным названием: "Forest in my soul".
Их работы очень хорошо отражают такое наименование. И это особенно видно в резных украшениях на фото ниже.
Завязалась переписка В переписке я попросил Антона рассказать о заточке инструмента для резьбы и вот недавно он прислал мне письмо в котором рассказал какими инструментами и приспособлениями пользуется для заточки своих резцов.
Заточка.
"Приветствую всех неравнодушных к дереву!
Сегодня я хотел бы вам вкратце описать процесс заточки инструмента для резьбы по дереву. Для качественной заточки и правки инструмента можно конечно использовать правильные руки, годы медитативной тренировки для заточки вручную на водных камнях, но мне больше по душе другой путь.
Заточной станок шведского производителя Tormek вместе с правильной оснасткой ( пусть даже и самодельной) существенно облегчает задачу и ускоряет скорость работы.
Главное преимущество станка данного типа, является то, что на нём невозможно перегреть рабочую кромку режущего инструмента, обороты станка не превышают 120 в минуту ( в отличии от обычных заточных станков с оборотами порядка 3000 в минуту), и при правильном использовании с камнями 220 и 4000 грит- получаем прекрасную рабочую поверхность режущей кромки, которая позволит нам работать руками, без усилий и бешеных ударов колотушкой( киянкой). Для меня это обстоятельство играет очень важную роль.
Тем не менее, станок данного типа обладает и недостатком, который диалектически происходит из его достоинства-невысокой скорости. На нём можно только доводить режущую кромку. Большой съем металла с твёрдостью более 59 HRC займет очень, Очень продолжительное время...
Начинаем заточку на грубом камне зернистостью 220 грит.
Главная задача выставить инструмент под определенным углом от 20 до 30 градусов( диапазон углов режущего инструмента).
Чем острее угол, тем острее будет стамеска, но такой заточки хватает ненадолго, повышается хрупкость режущей кромки. Если угол ближе к 30 град, то такая заточка держится дольше, но острота снижается, за счет этого снижается и маневренность стамески, а при вырезании миниатюр и тонких деталей это очень важно.
30 градусов затачивают долото, чтобы долбить.
Измерить угол режущей кромки инструмента можно угломером
Далее идет заточка на мелких камнях 1000 и 4000 грит. Они дают лучшее качество кромки за счет гладкости, но он снимает минимум металла и необходимы лишь для доводки режущей кромки.
Далее полировка на коже с маслом и хонинговальной пастой. Масло должно быть повышенной очистки, прозрачное.
Полировка дает микроскругление режущей кромки, она остается по прежнему очень острой, но такие незначительные микроскругления увеличивают ее время службы, уменьшается выкрашивание режущей кромки.
Неполный состав моих стамесок, которые часто использую : полукруглые, плоские, уголок( Vtool) ,штихтель.
Станок Tormek T-4 c камнем зернистостью 4000 грит и кожаными кругами для полировки режущей кромки. Полировка на коже с хонинговальной пастой и маслом повышенной очистки дает микроскругление режущей кромки инструмента, что повышает износостойкость. Следовательно вырезать можно будет больше )
Сотрудники Tormek мне написали, что думают над подобным устройством, но пока не воплотили в жизнь. Stay sharpen, сказали они, чего и вам желаю.
Скульптор Антон Наймушин"
Работы мастерской можно увидеть на страничке Инстаграмм и на Ярмарке мастеров .
Спасибо, что дочитали. Буду рад вашей поддержке в виде лайка и подписки на канал. И смотрите другие публикации на канале .
Всем здоровья и оптимизма!
С уважением, Александр.