Наконец наступил февраль. Для жителей Краснодарского края это уже весна. Правда кое-где по краю возможны местами ночные заморозки, выпадение снега, холодные ветра, но сажать картошку 23-го февраля все уже готовы. Земля достаточно тёплая и мои станичные родственники полезли в подвал доставать семенные клубни для выгонки ростков.
Февраль с первых дней порадовал солнечной погодой. В такие дни Кавказские вершины видны даже из Краснодара. Сегодня у нас воздух прогрелся до 15-ти градусов, значит в горах Апшеронского района будет не ниже +18. Можно смело ехать в любой уголок среди гор, любоваться на поселения, стоящие в лесу и узнать очередную интересную историю от местных жителей.
Сегодня я хочу рассказать о маленьком посёлке, который появился благодаря строительству железной дороги "Армавир - Туапсе".
Посёлка могло и не быть. Ведь по первоначальному проекту железная дорога должна была пройти вдоль берега реки Пшиш, через станицу Хадыженская (сейчас это город Хадыженск). Железнодорожный вокзал предполагалось построить в центре станицы. Но казаки отказались продавать свои земли ведомству Армавиро-Туапсинской дороги, поэтому железнодорожные пути были проложены в стороне от Хадыженской.
Для этого сквозь гору пришлось пробивать тоннель длиной 880 метров. Работы велись одновременно с двух сторон. На берегу реки Пшиш, со стороны горы противоположной Хадыженску, построили посёлок для рабочих - Туннельный.
Из станицы Кабардинской, по дну балки Обводная, через тоннель, новая железная дорога вышла в долину реки Пшиш, в 5-ти километрах от станицы. В 1910 году здесь появляется станция "Хадыженская", с красивым зданием железнодорожного вокзала.
Станция "Хадыженская" была узловой. На ней заправляли паровозы, сменялись бригады обслуживающие поезда.
После Гражданской войны вдоль железной дороги, в пятиста метрах от здания станции, строят лесопилку. За полотном строят склады лесоматериалов, дома для трудящихся лесопильного завода и станции.
Объединяют всё с посёлком Тоннельный и меняют название на Первомайский.
Во время Великой Отечественной Войны у станции "Хадыженская" шли ожесточённые бои за высоту "Туннельная". В результате артобстрелов здание железнодорожного вокзала было полностью разрушено.
А вот как появилось новое здание мне рассказал Владимир, который с полутора лет жил в посёлке Станционный. Его соседка была героиней этой необыкновенной истории.
Страна восстанавливалась после войны. По железной дороге возили различные грузы: ценные породы дерева, нефть, зерно. Курортники ехали к морю в санатории, дети - в пионерские лагеря. Станция "Хадыженская" обслуживала пассажиров и составы. Кассы находились в уцелевшем маленьком подсобном строении.
Однажды И.В. Сталин направлялся в Сочи для лечения. Поезд остановился на станции "Хадыженская". Пока его заправляли водой, Иосиф Виссарионович бродил по перрону. На платформе стояла дежурная по станции, женщина по фамилии Коломыченко.
Сталин обратился к ней с вопросом: "Как живёте?".
Она ответила: "В войну было тяжелее. Сейчас полегче, со всем справляемся. Спасибо, что немцев 8 лет назад выгнали отсюда. Только одно беспокоит - война закончилась 5 лет назад, а у нас вокзал в руинах. Стыдно пассажиров встречать, которые едут на курорт со всех концов Родины".
На что Сталин сказал: "У вас будет самый красивый вокзал ! "
В итоге на фундаменте разрушенного строения, в кратчайшие сроки, возвели новое здание вокзала, а женщину наградили орденом Ленина.
При входе в центральное помещение вокзала на полу выложена дата его постройки.
Прекрасно сохранилась лепнина на потолке и стенах. Вокзал до сих пор отапливается печами работающими исправно 70 лет.
Правда на потолке уже нет люстр и помещения изуродованы нелепым "ремонтом". Величие внутреннего интерьера, выполненного в стиле сталинского ампира, утрачено.
В конце 50-х посёлок объединили с хутором Заречный, который находился на противоположном берегу реки Пшиш. Для сообщения с ним возвели два подвесных моста: один для автомобиленей, другой для пешеходнов.
Я бы по такому мосту не рискнула ехать. А ведь это был единственный автомобильный мост на улицу Заречная. В 2018 году оба моста смыло сильнейшим наводнением. В месяцы, когда река мелела, все предпочитали преодолевать её на машинах вброд.
Через год мост восстановили. Теперь он предназначен только для пешеходов.
Жители половины посёлка, отрезанные рекой, только летом могли перебраться вброд на автомобилях к себе домой, пока в октябре прошлого года им не построили современный надёжный мост ниже по течению.
В 70-е годы прошлого века посёлок процветал. В день здесь проходили десятки грузовых и пассажирских поездов. Работали ремонтные и деревообрабатывающие производства.
В посёлке была восьмилетняя школа, небольшая больница, клуб, почта, баня, магазины, столовая. По улицам посёлка провели магистральный водопровод.
Сейчас из инфраструктуры остались лишь многочисленные магазины.
И отделение почты.
Ближайшие школа либо в Хадыженске, либо в посёлке Куринском. Детские сады только в Хадыженске.
Дороги в посёлке грунтовые с гравийным покрытием. Все улицы выходят к лесу или к реке. Места чрезвычайно живописные.
Дома почти все старой постройки. Выглядят опрятно. Приусадебные участки заняты ухоженными фруктовыми садами, огородами и теплицами.
За зданием вокзала стоит многоквартирный двухэтажный дом, построенный в 1950-ом году для работников станции.
В одном из его помещений первого этажа находится поселковая библиотека. Отопление во всех домах печное, либо электрическое.
Центральный водопровод проведён не во все дома. Для жителей посёлка стоят колонки.
Парка в Станционном нет.
Среди кустов, позади автобусной остановки, я увидела скамейку. Судя по куче пластиковых и стеклянных бутылок, пивных банок и сломанной карусели это единственное место проведения досуга детей и взрослых.
Население Станционного сейчас около девятисот человек. Большинство это пенсионеры, которые просто доживают свой век в родных местах, где прошли их лучшие годы. Дети и внуки у всех живут в разных городах нашей страны.
Один из местных жителей попросил, чтобы я сфотографировала его.
От него я узнала, что посёлок Станционный мог стать курортом.
Оказывается на территории посёлка бил источник минеральной воды. Жители им пользовались в лечебных целях, некоторые хотели построить на этом маленький бизнес. Местные власти залили источник бетоном.
Ещё одна достопримечательность посёлка это урочище "Белая Гора". Целебная глина, добытая в ней обладает, омолаживающим эффектом. Можно было бы создать небольшое лечебное учреждение или производство по добыче глины для дальнейшей реализации. Но никто не хочет инвестировать в этот проект.
Через Станционный проходит не только железная дорога, но и автомобильная трасса, ведущая к морю. На электричке до Туапсе вы доедете за 1 час 17 минут.
На автомобиле, преодолев Шаумянский перевал, через полтора часа окажетесь на берегу Чёрного моря
Посёлок расположен в невероятно красивом месте. Мне кажется в любое время года здесь все пейзажи достойны восхищения.
Если вы устали от зимних видов моего путешествия, то для позитивного настроения посмотрите как выглядел Станционный в начале октября прошлого года. На фотографии виден новый автомобильный мост через реку Пшиш, соединяющий обе части Станционного.
Осенью, в окружающих посёлок живописнейших лесах, поспевает фундук, каштан, ежевика, кизил. Многие дикие животные находят приют в этих заповедных местах. Их вы можете повстречать если тихонько прогуляетесь по лесным полянкам, выйдя на грибную охоту.
Климат в речной долине мягкий. Даже знойным летом вечерами здесь всегда свежо и прохладно. По утрам бывает туман, который тает на глазах при первых лучах солнца. Изумрудная трава не теряет своего цвета круглый год. Сильных ветров не бывает.
Может поэтому некоторые жители посёлка Станционного, уехав в молодости в Сибирь или на Север, выйдя на пенсию, возвращаются в родной посёлок, чтобы не бороться с природой, а наслаждаться ею.