Найти тему
Русская Академия

Белый воин племени Тушауа — Виталий Сундаков, часть 3

Журнал «Разноцветные дороги», 2001 год.

Вторая часть рассказа была опубликована 2 февраля 2021 года.

На следующий день яномами устроили мне своеобразные испытания по обращению с луком («пфатто»), главным предметом в их жизни, не изменившимся за века существования южно-американских индейцев. Лук и три двухметровые стрелы с большими наконечниками, зачастую обработанными ядом кураре — единственное, что берет с собой индеец, отправляясь в джунгли.

Стрелы — большая ценность, после выстрела они подбираются. Каждая стрела — произведение искусства, ее изготовление от владельца требует немалой сноровки, терпения и мастерства, не говоря уже о ценности материала, из которого она изготовлена — это специальные твердые породы, древесина пальмы пупунье или пашиубы для разнообразных наконечников в зависимости от объекта (рыба, обезьяна, птицы или человек), охоты или войны; прочные, тонкие растительные волокна и отобранное большое перо, а главное — прямой, прочный и длинный тростник «камо», служащий немалый срок, поскольку меняется или затачивается костяным ножом лишь испортившейся наконечник.

Амазония. Венесуэла. «Колыбельные цивилизации планеты. Яномами», 1994 год
Амазония. Венесуэла. «Колыбельные цивилизации планеты. Яномами», 1994 год

Внушительные размеры лука и стрел в руках у невысоких, по настоящим меркам, индейцев объясняется просто: для того, чтобы поразить цель. Стрела должна не изменить направление полета, что весьма сложно в густых зарослях джунглей.

Ну, а чтобы придать большую скорость полёту такой стрелы, нужны не только соизмеримая по размерам и прочности лук, но и немалая сила и сноровка охотника-воина, поскольку стрелять приходится из самых невероятных позиций.

Состязания заключались в следующем: необходимо было максимально растянуть лук и продержаться в этом положении дольше, чем твой соперник. Стрелять в длину в джунглях просто некуда, а на меткость выстрела состязаний нет, как мне кажется, по двум причинам.

В результате попадания портится наконечник или стрела, но главное, по мнению индейцев, если ты в состоянии выследить объект охоты, подойти к нему на расстоянии поражения цели и можешь не спеша прицелиться, держа лук растянутым, промах исключён. Разве что духи помешают, но тогда причину неудач нужно искать в другом и обращаться за помощью колдуну…

Амазония. Венесуэла. «Колыбельные цивилизации планеты. Яномами», 1994 год
Амазония. Венесуэла. «Колыбельные цивилизации планеты. Яномами», 1994 год

Вещи стали интересовать нас все меньше, тем более, что вскоре и в наших мешках, и в целом Шабоно не осталось предметов, тщательно неизученных обеими сторонами. Перечень того, без чего впредь вполне можно обходиться в этой жизни, неумолимо стремился в моем понимании к абсолютному.

Однажды, когда я снял себя последнюю деталь одежды, по собственным ощущениям и по реакции окружающих (внимание которых в этот момент обострилось) я понял, что потерял гораздо меньше, чем приобрёл.

Вместе с последней искусственной чешуей цивилизации с меня спали остатки покрова «странности» и необоснованной таинственности. А как только я стал «похож на человека», мне предложили стать человеком красивым. В ход пошла натуральная краска, изготовляемая из плодов «уроку»: спустя 10 минут из-под рук самой искусной «визажистки» племени вышел первый и единственный бородатый яномаме.

Приложить руку к моему преображению настала очередь мужчин, доставших из своих запасов украшения из перьев и птичий пух. Одни показывали мне, как и куда подвязывать пучки и ожерелья из пернатых, другие со знанием дела, поплёвывая мне на волосы, приклеивали пух, всякий раз чуть отходя и сосредоточенно разглядывая каждый «мазок» своей работы.

«Хотел бы я посмотреть где-нибудь в сибирской деревне», — подумал я в тот момент, — «на реакцию человека, ощутившего на своей голове вдохновенные плевки, например, соседа». Вождь, пристально следивший как за моими прошлыми поступками, так и за последним внешним перевоплощением, одобрительно кивнул.

Не скрывали удовлетворение женщины и дети племени. На кого я стал похож? Это выяснилось чуть позже, когда я услышал что к моему имени «Вита» (так называли меня индейцы) вместе с краской и украшениями, несущими смысловую нагрузку, добавилась и гордая приставка «воин».

Амазония. Венесуэла. «Колыбельные цивилизации планеты. Яномами», 1994 год
Амазония. Венесуэла. «Колыбельные цивилизации планеты. Яномами», 1994 год

Но какой же я воин яномаме без традиционного оружия? Проблема разрешилась неожиданно. Ко мне подошла молодая женщина, щеки которой вымазаны чёрной краской «уруку» с золой. Раскраска свидетельствовала о трауре, а в её руках был чёрный двухметровый лук и три стрелы — фатто и черкаве её недавно погибшего мужа. Она улыбнулась и протянула мне оружие.

Я почтительно взял отполированный руками лук, оттянул до плеча тугую тетиву, цокая языком, как это делают яномаме, выражая благодарность и удовлетворение, и лихорадочно соображал: не принимаю ли я на себя этим ритуалом известные обязательства перед этой женщиной? Выяснилось, что она может лишь надеяться на серьезные отношения.

Подписывайтесь на наши официальные каналы:

ВКонтакте, Фейсбук и Инстаграм Виталия Сундакова
ВКонтакте, Фейсбук и Инстаграм «Академии Виталия Сундакова»
Телеграм-канал «Академии Виталия Сундакова»