Журнал «Разноцветные дороги», 2001 год.
Вторая часть рассказа была опубликована 2 февраля 2021 года.
На следующий день яномами устроили мне своеобразные испытания по обращению с луком («пфатто»), главным предметом в их жизни, не изменившимся за века существования южно-американских индейцев. Лук и три двухметровые стрелы с большими наконечниками, зачастую обработанными ядом кураре — единственное, что берет с собой индеец, отправляясь в джунгли.
Стрелы — большая ценность, после выстрела они подбираются. Каждая стрела — произведение искусства, ее изготовление от владельца требует немалой сноровки, терпения и мастерства, не говоря уже о ценности материала, из которого она изготовлена — это специальные твердые породы, древесина пальмы пупунье или пашиубы для разнообразных наконечников в зависимости от объекта (рыба, обезьяна, птицы или человек), охоты или войны; прочные, тонкие растительные волокна и отобранное большое перо, а главное — прямой, прочный и длинный тростник «камо», служащий немалый срок, поскольку меняется или затачивается костяным ножом лишь испортившейся наконечник.
Внушительные размеры лука и стрел в руках у невысоких, по настоящим меркам, индейцев объясняется просто: для того, чтобы поразить цель. Стрела должна не изменить направление полета, что весьма сложно в густых зарослях джунглей.
Ну, а чтобы придать большую скорость полёту такой стрелы, нужны не только соизмеримая по размерам и прочности лук, но и немалая сила и сноровка охотника-воина, поскольку стрелять приходится из самых невероятных позиций.
Состязания заключались в следующем: необходимо было максимально растянуть лук и продержаться в этом положении дольше, чем твой соперник. Стрелять в длину в джунглях просто некуда, а на меткость выстрела состязаний нет, как мне кажется, по двум причинам.
В результате попадания портится наконечник или стрела, но главное, по мнению индейцев, если ты в состоянии выследить объект охоты, подойти к нему на расстоянии поражения цели и можешь не спеша прицелиться, держа лук растянутым, промах исключён. Разве что духи помешают, но тогда причину неудач нужно искать в другом и обращаться за помощью колдуну…
Вещи стали интересовать нас все меньше, тем более, что вскоре и в наших мешках, и в целом Шабоно не осталось предметов, тщательно неизученных обеими сторонами. Перечень того, без чего впредь вполне можно обходиться в этой жизни, неумолимо стремился в моем понимании к абсолютному.
Однажды, когда я снял себя последнюю деталь одежды, по собственным ощущениям и по реакции окружающих (внимание которых в этот момент обострилось) я понял, что потерял гораздо меньше, чем приобрёл.
Вместе с последней искусственной чешуей цивилизации с меня спали остатки покрова «странности» и необоснованной таинственности. А как только я стал «похож на человека», мне предложили стать человеком красивым. В ход пошла натуральная краска, изготовляемая из плодов «уроку»: спустя 10 минут из-под рук самой искусной «визажистки» племени вышел первый и единственный бородатый яномаме.
Приложить руку к моему преображению настала очередь мужчин, доставших из своих запасов украшения из перьев и птичий пух. Одни показывали мне, как и куда подвязывать пучки и ожерелья из пернатых, другие со знанием дела, поплёвывая мне на волосы, приклеивали пух, всякий раз чуть отходя и сосредоточенно разглядывая каждый «мазок» своей работы.
«Хотел бы я посмотреть где-нибудь в сибирской деревне», — подумал я в тот момент, — «на реакцию человека, ощутившего на своей голове вдохновенные плевки, например, соседа». Вождь, пристально следивший как за моими прошлыми поступками, так и за последним внешним перевоплощением, одобрительно кивнул.
Не скрывали удовлетворение женщины и дети племени. На кого я стал похож? Это выяснилось чуть позже, когда я услышал что к моему имени «Вита» (так называли меня индейцы) вместе с краской и украшениями, несущими смысловую нагрузку, добавилась и гордая приставка «воин».
Но какой же я воин яномаме без традиционного оружия? Проблема разрешилась неожиданно. Ко мне подошла молодая женщина, щеки которой вымазаны чёрной краской «уруку» с золой. Раскраска свидетельствовала о трауре, а в её руках был чёрный двухметровый лук и три стрелы — фатто и черкаве её недавно погибшего мужа. Она улыбнулась и протянула мне оружие.
Я почтительно взял отполированный руками лук, оттянул до плеча тугую тетиву, цокая языком, как это делают яномаме, выражая благодарность и удовлетворение, и лихорадочно соображал: не принимаю ли я на себя этим ритуалом известные обязательства перед этой женщиной? Выяснилось, что она может лишь надеяться на серьезные отношения.
Подписывайтесь на наши официальные каналы:
ВКонтакте, Фейсбук и Инстаграм Виталия Сундакова
ВКонтакте, Фейсбук и Инстаграм «Академии Виталия Сундакова»
Телеграм-канал «Академии Виталия Сундакова»