Найти тему
ТемноFM

Дубинки Росгвардии вместо синих трусов. Репортаж с митинга Навального 31 января в Иркутске

Шествие 23 января стало одной из самых массовых политических манифестаций в регионе за последние двадцать лет. От трех до пяти тысяч человек прошли по центральным улицам города и устроили громкий перфоманс на крыльце областного правительства. Нашлось место и лозунгам «Путина под суд», и синим трусам, которыми увенчали табличку «Администрация президента». Иркутск отличился еще и тем, что на акции не было задержанных.

Да, штабистов Навального превентивно арестовали, а после митинга административные аресты получили еще несколько «зачинщиков», однако рядовые участники репрессиям подвергнуты не были. На митинге отсутствовал ОМОН. А присутствовали — только патрули полиции, обеспечившие беспрепятственное прохождение колонны.

Мирный характер протеста сильно выделял Иркутск на фоне других крупных городов, где имели место жесткие задержания и разгоны демонстраций. Впору было говорить о возрождении особого политического статуса региона.

Событиям того дня посвящен отдельный материал на моем канале:

Три-два-раз, Путин — пид@ас! Репортаж с митинга Навального в Иркутске

Однако уже накануне акции 31 числа мне стало понятно, что повторения этого праздника конституционных свобод в областной столице не допустят. На это намекало многое, от «силовых» назначений в администрации губернатора до насупленных пресс-релизов МВД и загодя выставленного заграждения вокруг Серого дома.

Предчувствия меня не обманули. Я приехал в центр Иркутска за час до митинга и немного офигел от количества спецтехники, стянутой к улице Урицкого. Десятки автозаков и автобусов с Росгвардией, сплошные патрули на каждом перекрестке.

-2
-3

При этом сама Урицкого до начала митинга перекрыта не была, хотя все прилегающие улицы напоминали кино про учения внутренних войск.

-4

В ночь перед митингом в городе бушевала сильная метель. К обеду прояснилось и похолодало до - 25 градусов. Было морозно и ветрено — погода максимально не благоприятная для уличной политики.

-5
-6

Акция началась с одиночных пикетов. И сразу к участникам подтянулось высокое начальство. Выяснилось, что зимние прогулки по Урицкого запрещены федеральным законом. Интересная новация.

-7
-8

Одновременно улицу заполонили так называемые «эшники» — сотрудники в штатском, фиксирующие происходящее на допотопные камеры и одетые как продавцы ворованных «японок» из середины 90х. Эти ребята сопровождали протестующих на протяжении всей акции.

-9
-10
-11

Народ подходил неторопливо. Было ясно, что запредельной явки ждать не стоит, однако количество протестующих все равно удивило. Для несогласованного (!), воскресного (!!) и проходящего при минус 25 градусах (!!!) митинга даже несколько сотен участников — это много.

Для сравнения: на аналогичный зимний пикет против отмены прямых выборов мэра Иркутска в декабре 2014 года пришли два десятка человек, включая журналистов.

-12
-13

Начало стихийного шествия по Урицкого — пиковый момент всей акции с точки зрения количества участников. Моя оценка: от 500 до 1 тысячи человек.

-14

Из-за повального ареста штабистов Навального митинг был лишен заводил и какой-то четкой организации. Ни громкоговорителей, ни программы выступлений. Два-три плаката, одинокий флаг СССР и традиционные кричалки «Путин - вор», «Свободу Навальному» — и все.

-15
-16

На этом «мирная» часть митинга закончилась. Как только колонна двинулась в сторону улицы Карла Марка, на Урицкого был развернут силовой заслон. Интересно, что такой же заслон, причем двойной, был выставлен и с другой стороны. То есть людей заблокировали в узкой «кишке».

-17
-18

Силовое начальство дало людям «20 минут, чтобы разойтись». При этом, повторю, улица была блокирована с двух сторон, так что покинуть место акции было затруднительно при всем желании. Отсюда я делаю вывод, что задержания были главной целью МВД и Росгвардии с самого начала. Иного объяснения у меня нет.

-19
-20

Люди встали в сцепку напротив бойцов с щитами и дубинками, скандируя: «Полиция с народом», «Пропускай», «Мы здесь власть». Пожалуй, это был самый эмоционально-напряженный момент. Строй против строя. Надо было видеть глаза людей. Жутковато на самом деле.

К сожалению, именно тогда у меня вырубилась камера из-за мороза, поэтому следующие 20 минут в кадр не попали.

А вот дальше началось интересное. Люди сообразили, что можно «сбежать» из западни через Детский мир — сквозной магазин, задним крыльцом выходящий на улицу Фурье, которая перекрыта не была. Явный тактический просчет силовиков. Если бы эта лазейка была закрыта, акция закончилась бы уже на Урицкого.

-21
-22
-23

Следующий этап — «партизанский». Люди маленькими группами, по 5-7 человек, начали просачиваться в строну здания правительства через центр города. МВД пыталось их блокировать, производились одиночные задержания, но, в общем, без толку.

-24
-25

Затем силовики начали стягиваться на Сквер Кирова, следуя за протестующими-одиночками. Кстати, Сквер был закрыт для «демонтажа елки». Смешно и тупо.

-26
-27

В итоге, митингующие, 200-300 человек, собрались на пятаке около пешеходного перехода и двинулись к Серому дому.

-28

До подхода колонны Серый дом был огорожен забором, но цепь охраны была чисто символической, причем в оцеплении стояли обычные полицейские, без спецзащиты.

-29
-30

Очень скоро это изменилось. К зданию подтянули свежие силы во всеоружии.

-31
-32

Люди выстроились в цепь рядом с часовней, примерно в 100 метрах от крыльца Серого дома и в 50 метрах от силового кордона.

-33
-34
-35
-36
-37

Люди кричали: «Мы без оружия» и «Мирный митинг». Посмотрите в эти лица — непохоже, чтобы кто-то собирался бить окна, брать Серый дом штурмом или закидывать ОМОН коктейлями Молотова. При таком морозе люди покричали бы еще 20-30 минут и спокойно разошлись, никому не мешая.

-38
-39

Но у силовиков на этот счет были другие измышления и другие приказы. Группу протестующих быстро оцепили со всех сторон и взяли в кольцо.

-40

Обратите внимание на бабушку в красном — она важный герой моего репортажа. Но об этом позже.

-41
-42

Одухотворенно.

-43

Надо сказать, бойцы в оцеплении выглядели скорее смешно, чем страшно. Замерзшие, преимущественно молодые (точно не старше самих протестующих), растерянные. Их было даже жаль — воскресенье, мороз, странные приказы...

-44
-45

Когда толпу полностью оцепили, люди начали водить хоровод вокруг «эшника» с камерой. Это стало сигналом к массовых задержаниям. Фотографий у меня нет, но есть хорошее видео, некоторые куски из которого были показаны на «Дожде» и в эфирах других крупных СМИ. Рекомендую к ознакомлению:

Всего были задержаны более 100 человек, включая вашего покорного слугу.

Помните бабушку в красном? Рассказываю. Когда ОМОН начал теснить людей, я увидел, что под ноги бойцов упала эта самая бабушка. Ей явно стало плохо и она не могла даже ползти. Просто лежала под наступающей цепью. Я и ещё несколько ребят, включая журналистов, подбежали к ней и попытались оттащить, чтобы ее не затоптали. В этот момент цепь уперлась в нас, меня задержали. Дальнейшего не видел — насколько я знаю, бабушку госпитализировали. Здоровья ей.

-46
-47

Я был доставлен в ОП-8 и пробыл там больше пяти часов вместе с еще 25 гражданами. Мой журналистский статус, охраняемый законом «О СМИ», в данном случае действия не возымел. О событиях в ОП и дальнейших перипетиях я напишу отдельно.

Ниже краткие итоги 31 числа:

1. Я присутствовал на всех крупных акциях в Иркутске, начиная с 2006 года, включая и те, что не были официально согласованы властями. НИ РАЗУ ничего даже близко похожего в городе не наблюдалось. Впервые граждане, собравшиеся мирно и без оружия, были подвергнуты силовому разгону и жестким задержаниям. Избиений уровня московских я не видел, но должен сказать, что даже в такой, относительно «мягкий» форме это выглядело как пролог новой эпохи в отношениях власти и общества в регионе.

2. Я воздержусь от правовых, политических и тем более моральных оценок произошедшего, но считаю нужным зафиксировать имена тех, кто, на мой взгляд, в той или иной мере ответственен за события 31 числа.

- Игорь Кобзев, губернатор Иркутской области;
- Андрей Бунев, заместитель губернатора по внутренней политике;
- Андрей Калищук, генерал-лейтенант, начальник ГУ МВД по региону;
- Алексей Сапожников, генерал-майор, начальник Росгвардии по региону.