На фото свекровь с младшей дочерью.
Когда свекровь любит свою невестку,
она приобретает дочь,
а когда не любит, теряет сына.
( Мудрое изречение)
Свекровь – мать мужа. Так написано в словаре С.И. Ожегова. О свекрови не всегда с добром отзываются молодые женщины, не задумываясь о том, что им тоже когда-то предстоит быть в этом статусе.
Редко, кто из знакомых или окружающих людей, с добром отзываются о своей свекрови. В чем кроется причина недоброжелательности между невесткой и матерью мужа, мне непонятно. Возможно, потому что мне повезло с ней.
Когда проживание совместное, наверное, трудно соблюдать взаимопонимание. Бывает, что живут врозь, а все равно особой дружбы и тепла не наблюдается в их отношениях.
Знакомство со свекровью произошло еще до нашей свадьбы. У будущего супруга бабушка проживала через дорогу от них. Новый год встречали в ее доме с друзьями. А стариков с нами не было. И поздно вечером явились поздравить нас, молодежь, моя будущая свекровь со своей свекровью. Я тогда уже догадалась, что им обеим захотелось поближе увидеть меня. Бабушку мужа больше не приходилось видеть. Запомнила только, что это была худощавая, высокого роста пожилая женщина, лет за семьдесят. Они доброжелательно поздоровались со всеми за руку, по принятым обычаям, пожелали удачи в Новом году и ушли.
Вторая встреча со свекровью произошла в моей родной деревне, когда делали Никах - мусульманская свадьба. Мулла читает молитву, спрашивает согласие невесты и жениха на предстоящий брак. И без свидетельства о браке в загсе можно было начинать совместную жизнь. Такой обычай до сих пор соблюдается.
Я чувствую свою вину перед свекровью только в том, что не могла обращаться к ней: «КЭЙНЭ». Без ее присутствия в разговоре с другими употребляла это слово. На нашей свадьбе краем уха слышала, как она со своей сношенницей при беседе с обидой произнесла: Тогда я ее тоже не буду называть «килен» - невестка.
И даже после этого у меня язык не поворачивался называть ее, как надо. Обращалась сразу с изложения просьбы, никак не называя ее.
Понимала, что таким образом обижаю, но ничего не могла поделать с собой. Мне лично ни разу не выразила свою обиду по этому поводу.
За все время проживания вместе (в каникулы летом или зимой, после сессии), ни разу между нами не возникало недоразумения.
Один – единственный раз проявила недовольство, когда мой плащ подарила своей старшей дочери. Он висел у них год уже, как бы без дела, и она по-своему распорядилась. Может, подумала, что больше носить не собираюсь. Назад, конечно, не запросила. А только дала понять, чтоб больше не смела, распоряжаться моими вещами.
А так ни разу не бывало у нас стычек, склок или ссор.
После свадьбы муж поехал на работу в Челябинск, а у меня были каникулы, как раз окончила первый курс института. Это была почти середина июля. Если что-то надумала она делать, говорила как бы, между прочим, - грядки надо бы пойти полоть. Я тут же предлагала свою помощь, и мы вдвоем шли в огород. Если баню надо истопить, она просила помочь нести дрова. Днем в обеденное время в самую жару она любила полежать, и мне тоже предлагала покемарить часок - другой. Сестре рассказывала об этом, и она меня ругала, что сплю днем. Она беспокоилась насчет меня, что вдруг свекровь так проверяет меня и потом будет всем говорить, что невестка лентяйка попалась. Я возражала ей и утверждала, что она не такая, чтобы потом нести всякую чушь про меня.
Моя свекровь была чистоплотная, радушная и гостеприимная хозяйка. Стряпала тоже отменно. Пекла пышные румяные шанежки, вкусные лепешки и булочки. Хлеб тоже редко покупали, все сама пекла в русской печи. Супы с ее домашней лапшой обожали.
У нее было красивое имя - Фатима. Она была стройная, худощавая женщина, чуть повыше меня ростом, где-то метр шестьдесят. Волосы длинные, заплетались в одну косичку. Глаза карие, с небольшой прозеленью. Нос аккуратный, губы средние, овальное лицо.
При разговоре могла громко и весело рассмеяться. С юмором все было в порядке. Мне кажется, все эти ее достоинства есть в моей дочери. Да и внешнее сходство можно отметить.
Я очень благодарна ей, и эту благодарность пронесу всю свою жизнь к ней за то, что поддержала меня в годы учебы в институте. Сначала с моей дочкой водилась моя сестра, потом с девятимесячной внучкой водилась бабушка Фатима. До окончания вуза вместе со свекром они воспитывали внучку. В институте девчонки с моего курса жалели меня и переживали, что придется взять мне академический отпуск и отстать от них. Они были в курсе, что без мамы осталась еще в седьмом классе. Когда узнали, что буду продолжать вместе с ними учебу, от души радовались за меня.
Продолжение следует