Продолжаю делиться впечатлениями о современном российском кино, заслуживающем внимания. Сегодня речь пойдет о фильме молодого, но уже очень известного режиссера Кантемира Балагова.
«Дылда» (2019), реж. Кантемир Балагов
На момент съемок фильма режиссеру было 27 лет. Достаточно неожиданно для своего возраста он затронул тему Великой Отечественной войны. И, нужно сказать, получилось достойное кино.
Это фильм о войне без войны, поскольку действие фильма начинает развиваться осенью 1945 года. Настроение фильма я бы определил, как смесь послевоенной депрессии и астении с робкой надеждой на счастливое будущее. То, что недавно было, конечно очень важно для героев фильма, это невозможно забыть, но всё-таки главное то, что будет.
В таком кино существенным моментом является воспроизведение духа той эпохи, ведь даже какие-то, выпавшие из поля зрения, мелочи могут свести на нет все усилия режиссера, зритель должен полностью погрузиться в ту эпоху, чтобы замысел режиссера был до него донесен. Как мне показалось, очень дотошно визуально воспроизведено время в деталях одежда, предметах интерьера, автомобилях, трамваях, фонарях…
Две главные героини, покалеченные войной молодые женщины, Ия (Дылда) и Маша. Обе воевали, Ия была контужена и комиссована, Маша была ранена, но дошла до Берлина. Первая периодически впадает в ступор, а вторая не может иметь детей. Теперь они обе работают в госпитале медсестрами.
События развиваются так, что Ия должна Маше, долг этот не материальный, это нечто большее. Маша просит вернуть долг, но Ия и рада бы это сделать, потому что испытывает чувство вины, но на данный момент это невозможно. Маша становится одержима идей немедленного возврата потерянного. Однажды Маша случайно становится свидетелем того, что в госпитале называют "помощью". Дылда помогает одному безнадежному пациенту добровольно закончить свой жизненный путь.
Теперь на руках у Маши все козыри, чтобы управлять Дылдой, а заодно и начальником госпиталя.
Да, война страшная штука. Она коверкает жизни, увечит души. Даже если ты остался жив, война все равно забрала частицу тебя и не спросила твоего желания.
В какой-то момент Маша понимает, что дальнейшая жизнь возможна только в их общем тандеме с Ией, они нужны друг другу, от этого зависит жизнь и счастье обоих женщин.
Что же, Кантемир Балагов создает уже второй достойный фильм. Думаю, у этого режиссера большое будущее и буду с нетерпением ждать его новых работ.