Когда Джонни Фест достает книгу «Всемирная история синематографа» Черный Джек ему говорит: «Признаться, грамматика не моя стихия. Но даже я могу разобрать, что многие страницы здесь пусты».
Если вы будете в Кемерово, и у вас выдастся свободная минутка, то смело можете провести её в Музее кино кемеровского «Кузбасскино».
Кратко о экспонатах музея, его фондах и жизни кинематографа вдали от столицы.
В дар музею
По словам специалиста музея Ивана Чиркова, все экспонаты, которые представлены в музее, переданы в дар от жителей Кузбасса. Из последнего — фотокамера «Экран-3» и передвижная киноустановка «Школьник» — переданы в дар музею кино Татьяной Полещук в 2020 году. Камера — это самый настоящий раритет, потому что выпускалась по 1969 год. Она могла использоваться для печати копий, для этого в задней стенке имеются прорези для прохода пленки оригинала. «Экран-3» считалась лучше в СССР 8-миллиметровой камерой.
В музее можно посмотреть приказы Министерства киноиндустрии по Кемеровской области 1948 года. Это эксклюзивные документы. По ним можно отследить стоимость билетов и другую информацию, которая регулировала работу кинотеатров того времени.
Также в музее хранятся оперативные карты фильмов, в которых писалось название фильма, год, прочие данные. Их составляли киномеханики для учета своей работы.
Пожелтевшие страницы, выцветшие чернила, машинописный текст — килограммы бумаги в те годы сопровождали движение фильмов по кинотеатрам страны.
У входа в музей находитсяя стенд с портретами актеров советского и российского театра и кино, которые родились в Кемеровской областие. Здесь и Владимир Машков, и Алена Бабенко, Евгений Гришковец и Алла Михеева, Андрей Панин, Елена Камбурова и другие.
А если порвалась пленка?
Зал с экспозицией музея — это помещение бывшей фильмобазы, — специалист «Кузбасскино» Екатерина Радченко обводит зал рукой. — Стеллажи, на которых лежат ленты в фильмобанках раньше полностью занимали эту площадь.
Сейчас остался один, у стены. Он доверху заполнен круглыми жестяными емкостями. Внутри — магия кино, фильмы на 35-миллиметровых пленках, которые не горят. К слову, на негорючих материалах кинопленки стали выпускать только в 1952 году.
На каждой жестяной банке написано название фильма, какая это часть фильма и сколько всего частей. Например, фильм «Волга-Волга» состоит из 11 частей. Метраж только 11-й части 267 метров. Они тяжелые, и перевозки и показа фильма в областных кинотеатрах части загружали в фильмоноски, в которую вмещается две фильмобанки.
Всего на складах «Кузбасскино» хранится более 4000 фильмокопий в жестяных банках.
Сотрудники музея могут знакомят посетителей музея с работой киномеханика. Иван Чирков садится за не совсем обычный стол — перемоточный стол киномеханика, он нужен для быстрой реставрации ленты, перемотки бобин и подсчета их метража.
Представим, что пленка порвалась…
Иван выдерживает паузу и рвет пленку! Деловито отрезает ножницами рваную кромку ленты, вырезает и с другой стороны кусочек, скотчем аккуратно склеивает два обрывка пленки и несколько раз с силой припечатывает специальным прессом. Все! Кино можно смотреть дальше, и зритель даже не заметит вырезанных кадров и места склейки.
Однако из-за подобных маленьких аварий и необходимости менять бобины в кинопроекторе зрители тех времен терпели массу неудобств.
Если пленку XX века мы можем порвать, то пленку века XXI, которая выпускалась до 2012 года, порвать сможем с большим-большим трудом.
Все, что происходило с фильмом, киномеханики вносили в специальные журналы.
Иногда при переезде из города в город фильмы могли сокращаться на несколько метров. Предположим, пленка была десять метров. Приезжает она в другой город, а там восемь метров. Что случилось? Для этого были приборы, счетчики оборотов. Можно было проверить, какие кадры были вырезаны, что было повреждено — все фиксировалось в журнале.
От 16 мм до хромакея
В ходе экскурсии смотрим на старые кинопроекторы. Например, «Украину-5», которая выпускалась в 1970-80-ее гг.
Такие использовали по всему Кузбассу до начала 90-х годов, пока не прекратилось производство фильмов на 16-миллиметровой пленке и не перешли на 35 мм.
А это на киноустановке «Виктория-5», которая, к слову, работает до сих пор, запускали фильмы до 2013 года. В неё фильм загружался полностью, и бобины не нужно было менять.
Большие и маленькие, передвижные, предназначенные для школьных кинопоказов и более профессиональные — всевозможные установки можно увидеть в музее.
Экспозиция, ведущая от истоков кинематографа к его современности, заканчивается занавеской ярко-зеленого цвета. Вы уже догадались, что это?