Не секрет, что на вооружении армии США с 70-х годов прошлого века стоят на вооружении самолёты непосредственной огневой поддержки, он же GunShip. Всего их у США порядка 21 самолета двух модификаций: 13 самолетов AC-130U Spooky приняты на вооружение в 1995 году и 8 самолетов AC-130H Spektr на вооружении с 1972 года.
Комплекс вооружения AC-130U:
- 25-мм пятиствольная пушка Гатлинга General Electric GAU-12/U (1800 выстрелов/мин, боезапас 3000 снарядов);
- 40-мм пушка Бофорс L-60 Bofors (100 выстрелов/мин, боезапас 256 снарядов);
- 105-мм гаубица M-102, (скорострельность 6-10 выстрелов/мин, боезапас 98 снарядов).
Появилось это чудо инженерной мысли во времена войны во Вьетнаме и американцы периодически отправляли в боевые миссии «Ганшипы» Douglas AC-47 Spooky и Lockheed АС-130, которые весьма эффективно поражали скоплений живой силы, транспорта и лёгкой бронетехники.
Применение AC-47 и АС-130 позволило американцам добиться серьёзных успехов в борьбе с переброской сил и средств «Вьетконга» и при блокаде знаменитой тропы Хо Ши Мина. Однако, успех применения этих самолётов США, уже тогда, во Вьетнаме, был не долгим.
Главным недостатком таких машин оказалась чрезвычайная уязвимость для средств ПВО. Для обстрела наземных войск неприятеля самолёты были вынуждены снижаться, обнаруживая себя для вьетнамских зенитчиков, которые к концу 60-х активно осваивали советскую технику.
Всё это ставит под большой вопрос целесообразность реализации концепции «Ганшипа». Например, в США после вьетнамской войны «летающие крепости» применяются для поддержки Сил специальных операций крайне редко. В частности, в Афганистане и Ираке они не играли роль ведущей ударной воздушной силы.
А в Сирии американцы уже не решились на широкое применение «Ганшипов». Чаще всего их действия поддерживали классические штурмовики A-10
Однако, в современных локальных конфликтах и штурмовики и ударные вертолеты могут оказаться достаточно лёгкой добычей далеко не самых новых средств ПВО. Гибель лётчика модернизированного штурмовика Су-25 Романа Филипова, который 3 февраля 2018 года стал жертвой ПЗРК идлибских боевиков, является лишним тому подтверждением.
Однако, слухи о появлении на вооружении ВС РФ неких аналогов американских Ганипов периодически всплывают в информационном поле и уже достаточно давно. В начале года, появилась информация, что Министерство Обороны скорректировало требования к такой машине.
Решили отказаться от устаревшего базового носителя Ан-12, вероятно в пользу Ту-204 или Ту-330 и установив на носитель турельные установки с 57мм пушками Ау-220М.
Вроде бы здорово, что не нужно теперь заходить на вираж, как у АС-130.
Но всё же, всё военные эксперты недоумевают по двум причинам:
1) у России нет подходящей базы для такой машины
2) сама по себе концепция безнадёжно устарела.
Что же делать?
Для этого нужно понять почему же Министерство Обороны не оставляет мысль о создании подобного самолёта? Как видно, активизировалась эта тема после Сирийской кампании. Применение штурмовиков и ударных вертолётов в современных локальных конфликтах, даже против иррегулярных формирований, сильно затруднено. Приходится гоняться за каждым шихадмобилем, поднимая в воздух штурмовики, которые должны пролететь сотни км до цели, которой уже может не быть на месте. Плюс зависимость от наличия корректировщиков, что затруднено в связи с отсутствием фактической линии соприкосновения и классических укреп районов и опорных пунктов. Тут могут помочь ударные дроны, но их возможности по вооружению ограничены.
Таким образом, становится очевидным, что армии нужен некий "воздушный арсенал", самолёт с большим БК и возможностью продолжительного нахождения в воздухе на безопасной высоте от поражений ПЗРК. И вот, где-то в коридорах здания на Фрунзенской набережной, решили "а давайте сделаем, как у американцев, а там посмотрим"?
Но зачем? В распоряжении МО есть целый ряд корректируемых авиационных бомб. К тому же, в прошлом году, на Форуме Армия 2020, презентовали целую линейку корректируемых боеприпасов для БПЛА.
Так почему бы просто всё это не совместить с носителем, который не подходит для установки арт.систем, но вполне подходит для переделки в бомбардировщик...
И это... противолодочный самолёт-разведчик Ил-38:
В сухопутной версии нужно добавить 2-3 блока оптико-электронных средств обнаружения и ЦУ
За каждый будет отвечать свой оператор (хотя теоретически можно ими управлять и с земли) и вести разведку в своём секторе. При практическом потолке у ИЛ-38 в 8000м, радиус охвата одного самолёта может составить порядка 30 км. При обнаружении цели в интересах каждого оператора может сбрасываться свой корректируемый боеприпас или целая очередь и лететь в разных направлениях в указанном радиусе.
Никаких тебе пушек, борьбы с отдачей, ухудшения аэродинамики, виражей и угрозы быть сбитым после первого залпа. В описанном случае противник даже не поймёт что и откуда к нему прилетело. Плюс возможность применения широкого спектра средств поражения, для всех типов целей, от малокалиберных до бетонобойных, от постановки минных полей, до термобарических.
Да, будет тут определенная зависимость от погодных условий, но не более, чем в классическом Ганшипе. К тому же Ил-38 обладает широким спектром средств разведки и так же может принимать наземные ЦУ или быть усилен разведывательными БПЛА, что в разы увеличит охват зоны его применения.
Спасибо за внимание.
Делитесь своим мнением в комментариях, подписывайтесь на канал.