Примерно с 1985 года Макаревича стали донимать одним и тем же вопросом: почему раньше у «Машины времени» были крутые песни, выражающие чаяния поколения, а теперь их острота куда-то пропала? Макаревич, в основном, отшучивался. Даже сочинил на эту тему забавную песенку:
За спиною я слышу охи:
«Этот парень уже не тот,
У команды делишки плохи,
Не протянет она и год».
С тех пор прошли десятилетия. «Машина времени» по-прежнему существует. Написано множество хитов, которые знают практически все. И сейчас никому не придет в голову обвинять Макаревича в неактуальности. Наоборот, определенная часть слушателей считают его тексты излишне политизированными. Но наш разговор не об этом. Попытаемся разобраться в особенностях стихосложения знаменитого автора.
Свои тексты Макаревич с молодых лет предпочитал писать в виде шестистиший. Возможно, к этому подталкивала сама мелодика песен.
Сколько раз я думал о том,
Какой ты будешь строить дом,
Ведь дом всегда таков, каков ты есть:
Их строят в силу ума и души,
И, в общем, все дома хороши.
Я сам понастроил столько, что не счесть.
С другой стороны, стихи к «Повороту», Макаревич сочинял на уже готовую и не им придуманную музыку. Но все равно в куплете, по сути, получилось шестистишие. Как правило, песня, написанная таким способом, смотрится свежо и завлекательно. Она предполагает под собой какую-то сюжетную линию с последующей развязкой. В качестве примера можно привести песни: «Костер», «Марионетки», «Годы летят стрелою».
Рифмовать при этом Макаревич старался аккуратно, в соответствии с принятыми нормами. Однако, иногда сбивался и допускал неточности: «мы – дворцы», «вы – сильны», «слышна - едва». А однажды и вовсе удивил взыскательную публику: «дверью – скамейку». Но, на мой взгляд, самая показательная история произошла с одним из шедевров «Машины времени» песней под народным названием «Солнечный остров»:
Всех нас согреет
Вера одна.
Кто-то успеет:
Ты или я.
Наверняка Макаревич и сам считает, что в юные годы поступил вопреки правилам, срифмовав «одна – я». И вероятно сейчас, став мэтром песенной поэзии, он готов был бы исправить ошибку и подобрать более грамотное созвучие. Но песня давно вошла в разряд культовых. Ее знают миллионы. Автор над ней уже не властен. Так «Солнечный остров» и останется в анналах русского рока со слабой, неудачной рифмой.
В последние годы рифм в текстах Макаревича становится все больше. Он широко использует внутренние рифмы, а в ряде случаев стремится зарифмовать всё, что только возможно:
Однажды,
когда этот мир обессилит от жажды
И каждый
поймёт, наконец, в чём он был виноват,
Случится
друг другу в глаза посмотреть и проститься,
Как птицы,
что больше сюда уже не прилетят.
Он как бы сам себе усложняет задачу в момент написания текста к песне. Но полученный результат часто стоит того. Как говорится: имеющий уши, да услышит.
На мой взгляд, одной из вершин поэтического мастерства Андрея Макаревича является песня «Флюгер»:
И вскроется суть, он сам когда-нибудь
Укажет ветру путь, которым дуть.
В этом произведении, минимум, две развязки, каждая из которых требует своего осмысления.
В 1986 или 1987 году, Макаревич приезжал в наш институт с песнями под гитару. К сожалению, после концерта Андрей очень спешил, и общение за кулисами получилось скоротечным. На память о той встрече остался автограф, который я потом наклеил на обложку винилового диска «Реки и мосты» (см. выше).
Напишите в комментариях: анализ стихосложения какого поэта-песенника вы хотели бы увидеть на этом канале. Я постараюсь выполнить ваши пожелания. Подписывайтесь и заходите на огонек!
Мои стихи здесь: https://stihi.ru/avtor/talping2