Этот город обычно совершенно не ассоциируется с дворцами и усадьбами. Тамбов?! Оказывается, что совершенно напрасно! Увлекательно узнавать о купеческих династиях и их наследии. Так история фамилии Асеевых связана с двумя удивительными особняками в Тамбовской губернии. О доме Михаила Васильевича Асеева в Тамбове можно прочитать в моей статье "Московский модерн с французским изяществом, или ищем льва в Тамбове", а в этот раз я хочу рассказать об особняке его двоюродного брата и партнера по бизнесу - Василия Тихоновича Асеева.
Михаил Васильевич и Василий Тихонович учредили торговый дом "Братья М. и В. Асеевы", владели шерстомойными, винокуренными и суконными фабриками, в том числе Арженской суконной фабрикой. Эта фабрика находилась в деревне Рассказово, что в 35 км от Тамбова, на реке Арженка, от которой и получила свое название. Рассказово было родовым гнездом семьи Асеевых, именно здесь начал в 1830-х торговлю их дед, основатель династии, Агафон Асеев. После его смерти предпринимательскую деятельность продолжила его супруга. Дело стало очень успешных, в 1872 году Асеевы покупают суконную фабрику. Сыновья Агафона Асеева становятся купцами первой гильдии и одними из самых богатых людей в Тамбовской губернии.
Именно в Рассказовке, недалеко от производства, строит свой новый дом Василий Тихонович Асеев. Точной информации о дате постройки нет, но ориентировочно это 1906 год. Имя архитектора тоже неизвестно, есть только предположение, что это также мог быть Л.Н. Кекушев, который параллельно занимался строительством особняка М.В. Асеева в Тамбове. Эксперты отмечают стилистическое сходство рассказовского дома с другими работами архитектора.
Фасад дома с главным входом динамичен. Используются традиционные приемы для модерна: ассиметричная композиция, окна разного размера и оформления, активно используется скульптура, лепнина с растительными мотивами, декоративное оформление из металла, ковка, литье. При этом здание не так сильно декоративно перегружено и одновременно носит классические черты за счет более сдержанного оформления, четкой геометрии, использования колонн разных ордеров.
Обращает на себя внимание рустовка на фасаде здание, на первом этаже она более крупная, ярко выраженная, а на втором - тонкая и изящная.
Фасад здания, обращенный в парк, имеет меньше декоративных элементов, его ассиметричность подчеркнута двумя выделяющимися объемами.
Не менее интересны и интерьеры особняка В.Т. Асеева, которые не уступают в своей роскоши интерьерам особняка его брата в Тамбове.
Заходишь в дом и попадаешь в небольшой вестибюль сразу же за входной дверью, а из него - в парадную. Это помещение - часть композиции вместе с удивительной мраморной лестницей на второй этаж.
Из парадной можно проследовать в гардероб-"раздевальную" на первом этаже, ванную, комнаты для приема гостей, гостевые спальни, бильярдную и винотеку, а также в хозяйственные помещения : кухню, лифт для подъема блюд, кладовую, комнаты для прислуги.
Комнаты для приема гостей оформлены в едином стиле, сочетаются греческие и цветочные мотивы в прямоугольных композициях. Вероятно, одна комната использовалась для дам, а другая - для кавалеров. В комнатах выставлены платья в историческом стиле.
В помещении ванной сохранилась историческая метлахская плитка, дом с самого начала был оснащен по последнему слову техники, был водопровод и канализация. Помещение ванной украшено тонкими растительными мотивами.
Наиболее яркое помещение на первом этаже - бильярдная, декорированная в бордовом и золотом цвете. Наиболее эффектной является роспись потолка. Для украшения комнаты также использованы растительные мотивы, дополненные щитами, копьями, изображениями голов львов.
Прихожая плавно переходит в пространство парадной и на лестницу второго этажа. Лестница декорирована различными символами - лавровыми венками, колчанами со стрелами, цветами.
Вестибюль лестницы декорирован в сиренево-белом цвете с золотом, что дает праздничное настроение. Привлекают внимание люстры второго этажа: две над лестницей и одна в аванзале. Из вестибюля второго этажа также можно пройти на боковой балкон.
Из аванзала можно попасть в кабинет хозяина, Василия Тихоновича. Он декорирован в типичном стиле модерн с использованием деревянных панелей в сочетании с цветочными мотивами на потолке и стенах. В этом зале Асеев работал, здесь хранились его книги. Кабинет сдержан в своей цветовой гамме.
Парадный зал на втором этаже - торжественное помещение с выходом на основной балкон парадного фасада дома. Он украшен позолоченной лепниной: корзины с цветами, женские образы, цветы, листья.
Гостиная оформлена в оливковых тонах. Роспись плафона потолка не сохранилась, заменена в настоящий момент современным изображением на тему "Танец".
"Читальня" расписана виноградной лозой, из нее есть возможность выйти на лоджию, украшенную коринфскими колоннами.
На полу сохранилась историческая метлахская плитка, на потолке восстановлена живопись.
Столовая занимает одно из центральных положений на втором этаже, как благодаря богатому декору, так и буквально внутри пространства дома.
Рядом со столовой расположена буфетная, здесь хранили столовое серебро и посуду. Буфетная представлена как беседка, увитая плющом. Также это помещение использовали для организации фуршетов.
На втором этаже расположены также и личные покои хозяев. Спальня хозяина имеет роспись на потолке "Амур и Психея".
Спальня хозяйки, Анисьи Памфиловны Асеевой, декорирована в золотисто-зеленых тонах. Потолок имеет тонкую роспись с цветочными мотивами и вазами.
Из спальни хозяйки можно попасть в будуар в мавританском стиле. Он имеет интересные ниши и потолок сложной многоуровневой формы.
Будуар использовался как комната отдыха или для приема гостей хозяйки.
Дом построен по принципу анфилады, комнаты расположены одна за другой. Всего в доме 23 комнаты.
Усадьба находилась посреди обширного парка, обеспечивающего прекрасный вид из окна и зону для отдыха. Сейчас от него осталась небольшая часть, но все равно вид на дом очень живописен. В парке росли необычные растения, несвойственные для центральной полосы России. Есть предположение, о котором говорят на экскурсиях, что для сохранения растений в зимний период использовалась система подогрева почвы. Большинство деревьев на данный момент утрачено, какие-то погибли, какие-то были вырублены.
Парк украшался фонтанами, скульптурами, беседками. На территории усадьбы были разбиты также сады с плодовыми деревьями, была своя оранжерея. Перед домом были идеальные газоны и цветники.
Фонтаны и скульптуры в парке не сохранились, но все равно он очень приятный и располагает к неспешным прогулкам.
В состав усадьбы ранее входили и хозяйственные объекты: водонапорная башня, манеж, конюшни. В советское время они оказались отнесены к промышленной зоне, поэтому пока не вошли в состав музейного комплекса.
После революции особняк был предан для размещения детских учреждений. После их закрытия, дом был заброшен, обветшал настолько, что рушились перекрытия между этажами. Совсем недавно усадьба была отреставрирована. Сейчас в особняке открыт замечательный музей, который, безусловно, заслуживает внимания и который можно посетить с экскурсией.
Если возникло желание сравнить особняки двух братьев Асеевых, то это можно здесь "Московский модерн с французским изяществом, или ищем льва в Тамбове" .
Спасибо за внимание!