Итак, в четырех поколениях нашей семьи были Дмитрии Мамины – прадед, дед, отец и старший брат моей бабушки. Их годы рождения соответственно 1823, 1848, 1873, 1900. Традиция прервалась, так как у рано умершего последнего Дмитрия родилась дочь. Пока вместе с «главным» Дмитрием Маминым – Дмитрием Наркисовичем – у нас получается 5 человек. Продолжим дальше.
Рассказывая о священнике села Истокского Антонии Никитиче Мамине, я говорил, что у него было четверо сыновей: близнецы Никита и Андрей, Алексей и Дмитрий. С Дмитрием Антоновичем мы уже разобрались, хотя к рассказу о его потомках еще вернемся. А сейчас перейдем к его старшим братьям.
Никита Антонович , один из близнецов, вероятно, рано умер – во всяком случае, после ревизии 1833 г., где он указан учащимся в Пермской семинарии, никаких упоминаний о нем обнаружить не удалось. Второй брат-близнец, Андрей Антонович , в 1824 году в 9-летнем возрасте был определен дьячком к Преображенской церкви Уктуского завода. Впоследствии был переведен к Николаевской церкви Верх-Нейвинского завода, где и умер в 1857 году. Судьба его потомков требует дальнейшего изучения. Пока лишь удалось установить, что его сын Серапион Андреевич долгое время (в 1870‒1890-е) служил псаломщиком при Вознесенской церкви Каслинского завода, скончался в 1902 году. Его сыновья, Николай и Дмитрий, служили в Екатеринбургской епархии псаломщиками: Николай начинал службу в церкви Баранчинского завода Камышловского уезда, Дмитрий – в селе Таушканском того же уезда. В 1897 г. Николай переведен в Каслинский завод на место отца, но вскоре (в мае 1898 года) он умер, и на его место назначен младший брат Дмитрий. Впоследствии Дмитрий Серапионович служил в Камышловском уезде – в селах Черемисском и Верх-Ключевском. В 1907 рукоположен в сан диакона. Умер в 1913 году. Сыновья Дмитрия – Николай и Валериан. О них известно только то, что они окончили Камышловское духовное училище, соответственно в 1914 и 1916 годах.
Алексей Антонович окончил семинарию по первому разряду в 1840 г., получив звание студента богословия. Вскоре он женился, был рукоположен и определен священником Николаевской церкви Коневской слободы (позднее – село Коневское, Юго-Конево). У Алексея было двое сыновей – Дмитрий , родившийся в 1845 г. и Гавриил , родившийся в 1854-м. Как многие другие священники, Алексей Мамин занимался обучением детей в приходской школе. В мае 1847 г. «за ревностную и полезную службу» получил благословение Святейшего Синода. Увы, его служение вскоре было прервано тяжелой болезнью: епископ Екатеринбургский Иона в донесении о посещении им южной части Екатеринбургского уезда в сентябре 1851 г. пишет: «в слободе Коневской священник Алексий Мамин, страждущий чахоткою, слаб до того силами, что едва на ногах держится и, ходя, шатается; от чего нечаянно пасть может и с Дарами Святыми при священнослужении». В том же 1851 г. Алексей Мамин «по указу Пермской Духовной Консистории … за болезнию впредь до выздоровления почислен в заштат». Умер он через шесть лет, в том же 1857 году, что и его старший брат Андрей. Ровно столетие спустя исчезло и само село Коневское: при ликвидации последствий Кыштымской катастрофы – аварии на химкомбинате «Маяк», случившейся 29 сентября 1957 г., оно было расселено и ликвидировано. Примечательно, что Николаевская церковь, в которой некогда служил Алексей Мамин, в советское время не закрывалась, и лишь трагедия 1957 г. прекратила ее существование.
Димитрий Алексеевич Мамин родился в селе Коневском в 1845 г. В 1866 году окончил Пермскую духовную семинарию, где он учился вместе со своими двоюродными братьями Николаем и Антонием Дмитриевичами (старшими сыновьями Дмитрия Антоновича) и четвероюродным племянником Антонином Валериановичем (двоюродным братом Д.Н. Мамина-Сибиряка). По окончании семинарии назначен священником Глинской Николаевской церкви села Глинского Екатеринбургского уезда (ныне – в Режевском округе Свердловской области) . Глинский приход – старейший на режевской земле – был в середине XIX века уже довольно многочисленным. Это явилось причиной начала строительства в деревне Клевакиной новой церкви. Строительство началось в мае 1865 г., а после ее освящения, состоявшегося 2 июля 1873 г., населенный пункт стал именоваться Клевакинским селом. Дмитрий Мамин был первым настоятелем Флоро-Лаврского храма в Клевакино, он служил здесь с 1873 г. на протяжении 13 лет.
Дату и обстоятельства смерти Димитрия Алексеевича пока установить не удалось. Вероятно, он умер не ранее 1887 г., скорее всего, в результате болезни. Во всяком случае, с 1887 г. его имя ни в Епархиальных ведомостях, ни в других известных источниках не упоминается. Нет также с конца 1886 г. и записей в метрической книге, которые были бы сделаны его рукой. Осенью 1887 г. на его место в Клевакино был назначен другой священник – Василий Коровин. А в 1888 г. Елизавета Мамина, жена Димитрия Алексеевича, определена на должность просфорни Петро-Павловской церкви села Арамашка со странной для епархиальных документов формулировкой – «жена бывшего священника» . Обычно просфорнями назначали вдов или одиноких незамужних дочерей церковнослужителей – это была своеобразная «форма социальной поддержки». Впоследствии при упоминании в епархиальной хронике Елизавета Мамина уже называлась «священнической вдовой». Указанная же здесь формулировка дает основание предположить, что к моменту данного назначения священник Димитрий Мамин был жив, но уже не служил. А учитывая его возраст (43 года), логично предположить какую-то тяжелую болезнь. Запись о его смерти пока обнаружить не удалось. К сожалению, метрические книги за интересующий период в Государственном архиве Свердловской области сохранились не полностью, а из сохранившихся – не все доступны для исследователей по причине плохой сохранности. Рискну высказать гипотезу, что священник Мамин скончался в Арамашке в конце 1880-х – начале 1890-х гг. Мое предположение основывается на том, что Елизавета Филипповна, жена Дмитрия Алексеевича, как уже упоминалось, служила здесь просфорней со второй половины 1888 г. Если ее муж в это время был жив, то они должны были проживать в одном месте. Следует отметить, что священником в Арамашке служил Виктор Горгониевич Горный, который ранее служил диаконом в Клевакино. В пользу версии о «нетрудоспособности» бывшего священника говорит и довольно продолжительная пауза между прекращением службы в Клевакино самим Дмитрием Маминым (по записям в метрической книге – конец 1886 г.) и назначением нового приходского священника (сентябрь 1887 г.). Впрочем, все это – лишь догадки, которые могут быть подтверждены или опровергнуты в ходе дальнейших исследований.
В семье Дмитрия Алексеевича Мамина было шестеро детей – три сына и три дочери. Двое из сыновей также были священниками и прожили довольно интересную жизнь. Пожалуй, судьба братьев вполне могла бы стать сюжетом большого эпического произведения о судьбах семьи церковнослужителей в первой половине ХХ века, своего рода «Хождения по мукам»…
Петр Дмитриевич Мамин (1868-1927) окончил Екатеринбургское духовное училище, затем (в 1891 г.) – Пермскую духовную семинарию. В 1892 г. рукоположен в сан священника, определен в село Костинское Ирбитского уезда. В 1897 г., по его прошению, определен священником к походной церкви в северной части Верхотурского уезда. До 1905 г. (с перерывом в 1900 г.) занимался миссионерской деятельностью среди кочующих вогул; был одним из составителей азбуки на вогульском языке. В 1908 г. – священник церкви села Большое Трифоново Ирбитского уезда (ныне - в Артемовском округе Свердловской области).
После революции Петр Мамин снимает с себя сан, вступает в партию большевиков. В 1918-1919 гг. находился в подполье. В 1921 г. назначается секретарем, затем – заместителем заведующего специальным отделом, инспектором отдела народного образования гор. Туринска. Избирался делегатом на IV Всероссийский съезд профсоюзов, который проходил в Москве в мае 1921 г. В 1922 г. переведен на профсоюзную работу в Тюмень. С 1923 г. проживал в селе Березово Тюменской губернии, работал заведующим отделом народного образования, уполномоченным от губернского Совета профсоюза, председателем Шеркальского сельсовета. О Петре Мамине можно подробнее узнать из статей Ю.М. Сухарева: здесь, здесь и здесь .
Не менее интересна биография младшего брата Петра, Василия Дмитриевича (1872 – около 1959). По окончании семинарии в 1896 г. он рукоположен в сан священника и определен в село Огневское Екатеринбургского уезда (ныне – в Каслинском районе Челябинской области). Был организатором кредитного товарищества в Огневском; являлся представителем Кустарно-Промышленного банка по Огневской волости. После революции активно противодействовал установлению советской власти. Сохранились воспоминания участников Гражданской войны – жителей села Огневского, где рассказывается о событиях тех лет. Долгое время считалось, что после разгрома войск А.В. Колчака Василий Мамин был осужден и расстрелян. Однако мне удалось выяснить, что ему с семьей удалось перебраться в Нарымский край (Томская губерния) и каким-то образом избежать репрессий. В советское время он работал учителем географии в школе. После 1952 г. переехал с одним из сыновей в Крым (гор. Саки), где и умер в конце 1950-х гг. Вот ссылка на мою статью о Василии Мамине.
Третий сын Дмитрия Мамина, Евграф Дмитриевич (1882 – после 1916), окончил в 1899 г. Екатеринбургское духовное училище, затем около года учился в Пермской духовной семинарии. В 1904-1916 гг. (с перерывами) служил псаломщиком в различных храмах Екатеринбургской епархии. В январе 1916 г. уволен за штат.
Анна Дмитриевна Мамина (1869 – неизв.) в 1885 г. окончила Зауральское (Екатеринбургское) епархиальное женское училище. С 1892 г. замужем за Владимиром Иоанновичем Поповым , псаломщиком церкви Нижне-Синячихинского завода Верхотурского уезда, позднее – диаконом церкви села Невьянского Ирбитского уезда (1895-1900), священником церквей села Дрянновского Шадринского уезда (1900-1902), села Иакинфеевского (1902-1914), Верхне-Синячихинского завода Верхотурского уезда (1914-1916).
Александра Дмитриевна Мамина (1874 – неизв.) с 1906 года была замужем за Ильей Яковлевичем Клещевым, который вместе с братом Михаилом имел торговое дело в Алапаевске.
К сожалению, пока ничего не удалось выяснить о судьбе третьей дочери Дмитрия Мамина – Надежды (1886 г.р.).
Читатели, которые внимательно следили за моим повествованием, теперь знают о существовании семерых представителей уральского рода Маминых с именем Дмитрий (спойлер: есть и восьмой):
Дмитрий Наркисович (1852 – 1912)
Дмитрий Антонович (1823 – 1896)
Дмитрий Дмитриевич (1848 – 1900)
Дмитрий Дмитриевич (1873 – 1908)
Дмитрий Дмитриевич (1900 – 1948)
Дмитрий Алексеевич (1845 – после 1887)
Дмитрий Серапионович (около 1879 – 1913)
В следующих статьях, чтобы внести некоторое разнообразие, постараюсь рассказать о родственниках, носивших другие имена )))))