Найти в Дзене

Запись 24. Какая из религий истинная? (03/05.02.2021)

Оглавление

Довольно типичный вопрос от атеистов или человека, пребывающего в сомнениях. Однако проблема более глубокая, чем кажется, и я перечислю все грани этого вопроса:

  1. Верно ли, что Бог один, а все религии лишь пути к нему и говорят об одном и том же, но разными словами? При этом представления о морали могут меняться в рамках одной религии.
  2. Откуда взялись наши представления о Боге или Абсолюте, о том, как следует поступать человеку в его земной жизни?
  3. Каково происхождение религий? Они, в частности, священные тексты, от Бога или человека?
  4. Если некоторые тексты священны, верно ли считать их богодухновенными, т.е. писанными человеком под диктовку Абсолюта?
  5. Какие критерии различения богодухновенных текстов от просто человеческой мудрости? Содержится ли богодухновенность в устных учениях мудрецов?

Я бы еще добавил к этому списку два вопроса, с моей точки зрения более важных:

  • Каково историческое значение и смысл каждой религии?
  • Какая из религий наиболее совершенная и, так сказать, истинная?
Дух водит его рукой или он сам пишет, руководствуясь своим духовным "иномирным" зрением?
Дух водит его рукой или он сам пишет, руководствуясь своим духовным "иномирным" зрением?

1. Архимедова точка опоры -- трансцендентальный смысл

24-й параграф моего учебника возвращает к его началу, а оно скупое - Абсолют, неопределимый и важный. Больше о нем ничего знать нельзя достоверно, и ответить достоверно на сформулированные семь вопросов не представляется возможным. Далее нам остается очень осторожно что-то фантазировать о Нем, питая робкую надежду, что какая-то фантазия окажется онтологически верной. Я сразу скажу, что дальше буду сочинительствовать, вот "не выдерживает душа поэта", хотя это будут не стихи, а теоретические схемы и логически правдоподобные рассуждения.

Перед этим скажу минимальную идею, основу веры, её исходную точку опоры. Жизнь и деятельность каждого человека имеет (и должна иметь в его собственных глазах) высший, причастный к Абсолюту, смысл. Жрать, спать, утолять похоть и механически работать для меня недостаточно, это удел животных. Для Меня. Впрочем, мое пребывание в этом мире делает меня уязвимым к этим физиологическим потребностям, но их удовлетворение никак не может быть объявлено злом. И я тоже не винтик, вращающийся в движении Вселенной. Но я должен соизмерять свой собственный сокровенный, иногда неясный для самого себя смысл, со смыслом общим, независимым от моей воли. Дао как большой смысл и дэ как мой маленький смысл. Говоря языком европейской философии, мы покидаем онтологию и вступаем в область нормативно-аксиологическую и практическую.

Отсюда вывод. В каждой религии, вернее в её опыте (и формально-общественном, и лично-мистическом), мы должны искать обогащение открытого нам (нами?) трансцендентального смысла, т.е. того, с чем мы должны соизмерять собственную жизнь. Внешняя обрядовая форма не имеет большое значения, и тем не менее, её соблюдение помогает нам в этих инстинктивных поисках.

Если посмотреть на многообразные религии (и "народные" верования), известные в историческом времени и географическом пространстве, то оказывается, что это трансцендентальный смысл тоже многообразен, хотя гораздо менее пестр. Итак, есть даже несколько этих смыслов, и они даже ухитряются не вступать в противоречие, а только дополняют друг друга, как грани бриллианта.

Понимание Абсолюта открывается постепенно, не сразу и в нескольких ипостасях.
Понимание Абсолюта открывается постепенно, не сразу и в нескольких ипостасях.

2. Трансцендентальный смысл древнейших верований.

Древние люди наподобие неандертальцев (условно 50-60 тыс. лет назад) жили стаями и племенами. Человек-одиночка был обречен на вымирание. Без племени он никто. Куда уходили души умерших? К предкам, к праотцам - так верили. То есть так утверждали народные верования, сказки подобного содержания рассказывали по вечерам у костров или очагов старики (хотя средняя продолжительность жизни не превышала 40 лет, но некоторые вожди и жрецы вполне доживали до 60). Мы, современники 20-го века, недооцениваем то непосредственное влияние устной традиции, непосредственно-телесную связь поколений, формировавшуюся таким способом. Разве что вспомнить маленького Пушкина и старую няню Арину Родионовну. Ключевое значение имеет похоронный обряд. Его смысл не только в гигиеническом устранении разлагающегося тела, не только в дани уважения умершему, даже если при жизни он был негодяем, и даже не смягчении ужаса перед собственной, уже на горизонте, смертью, а в том целебно-успокоительном воздействии "ты охотился, ел, жил полноценной жизнью, но ты умер, и в прах обратились как будто твои дела, но ты часть рода, ты не один". Вот эта сторона мне лично открылась, когда отпевали в подмосковном храме моего хорошего коллегу по работе; вот, он лежал мертвым в гробу, и рядом родственники и сослуживцы, и каждому давали свечку, и полуразборчивая речь православного батюшки, монотонно-бессмысленная (хотя смысл и был, но в те минуты рациональное мышление отключается, и ты начинаешь чувствовать). Наступает смирение перед собственной смертью, она кажется лишь еще одним воплощением миропорядка "ты уже отжил свое". И земля пухом, тебе будет там хорошо, как и всем тем людям и предкам, которые также умирали в свое время до тебя. Вереницы поколений, образующих род племени, народа и человечества. Христианская традиция восприняла этот опыт языческих религий, и когда в Откровении говорится о втором воскрешении, то сие есть величественный аккорд оживления всего рода, всей вереницы поколений христиан - одномоментно будет соединение и эфиопов, и римлян, и средневековых крестьян и наших редких современников, кто сохранил веру. Но даже если того не будет, то это очень красивый сюжет, еще раз указывающий на непреходящесть рода и временный характер нашего собственного бытия.

Иногда фантазеры вводят понятия "душа (еврейского) народа", "душа славян", примысливая "эгрегор". Все-таки я не хочу идти по такой дороге, хотя кто знает, что на самом деле. Остановимся именно на трансцендентальности. Вот если вдуматься, умерли наши бабушки, мамы, их бабушки, дедушки, а ради чего? Пока были живы, они, почти также как мы, веселились, пили, ели и даже молились, а потом наступила старость и смерть. Так неужели зря? неужели, чтобы произвести негодных и ничтожных потомков? Их прошлая и наша нынешняя деятельность приобретает трансцендентальный смысл только в контексте вечности человеческого рода.

Отпевание в Шуе. Источник: https://ритуал-век.рф/funeral (к сожалению, и здесь без коммерсантов не обошлось). Еще вспоминается ремесло плакальщиц.
Отпевание в Шуе. Источник: https://ритуал-век.рф/funeral (к сожалению, и здесь без коммерсантов не обошлось). Еще вспоминается ремесло плакальщиц.

3. Трансцендентальный смысл язычества.

Хотя религия начинается именно с похоронного обряда, который проводится не столько ради усопшего, сколько ради пришедших, но если бы она исчерпывалась именно этим, то была слишком печальной и ущербной. Возникает идея красоты через более прозаичные и естественные инстинкты приукрашивания. Если хочется видеть мир лучше, чем он есть, начни с себя и окружающих предметов. Здесь находится и главная идея настоящего искусства -- облагородить реальность. Представить предметы не таковыми, какие они есть, а в лучшем, искусственно созданном свете; в этом смысле цели науки и искусства прямо противоположны. Подчеркну, не исказить, а облагородить; поэтому искусство 20-го века не является настоящим искусством, а настоящее искусство всегда, хоть капельку, но религиозно. Рок и рэп в подавляющем большинстве не облагораживают, а наоборот, представляют реальность более циничной и неприглядной, чем она есть. В религиоведении подобное различение профанного и сакрального.

Можно, конечно, все опошлить и сказать, что попам было выгодно привлекать паству (от которой они кормятся) приятной музыкой/пением и непрактичными украшениями храма (культа). Я думаю, что такое рассуждение содержит только четверть правды. Служительницы храма неустанно поддерживают в нем порядок по свободному велению души, что отличает эту деятельность от отчужденной работы клининговых служб. Быть может, и работники музеев также с душой относятся к хранимым коллекциям.

Орнамент индейцев Навахо. Источник: https://rus-buy.ru/cat/producteb173000524362.htm. Хотя мне кажется, тут есть черты новодела.
Орнамент индейцев Навахо. Источник: https://rus-buy.ru/cat/producteb173000524362.htm. Хотя мне кажется, тут есть черты новодела.

Красота есть объективное отражение идеи закона, привнесенной в хаотический мир. Мы хотим облагородить мир через внесении в него элементов законосообразности. Орнамент, мозаика и фрактальное отображение в наибольшей степени иллюстрируют данный тезис. А вот если данное соображение перенести в область человеческих взаимоотношений, а также взаимоотношений человека и божества, то возникают идеи воздаяния, справедливости, и чуть позже, кармы. Все три идеи мыслятся в форме закона. Их земное воплощение появилось довольно давно: от законов Хаммурапи через римское право к современным конституциям (что не мешает негодяям во власти их нарушать). "Око за око, зуб за зуб" -- очень древний принцип, и восходит он к естественным истокам морали.

С точки зрения эстетики принцип талиона красив, напоминая третий закон Ньютона. Однако в практике чреват абсурдом. Нынешняя судебная система допускает вилку наказаний, а также условный срок, т.е. содержит элементы милосердия.
С точки зрения эстетики принцип талиона красив, напоминая третий закон Ньютона. Однако в практике чреват абсурдом. Нынешняя судебная система допускает вилку наказаний, а также условный срок, т.е. содержит элементы милосердия.

Позже, с развитием общества, появилась идея милосердия и сострадания. В качестве частного случая укажем на правила гостеприимства к странникам; это сейчас путешествия повсеместны, а в те времена выход за пределы родного селения означал серьезный риск быть загрызенным дикими зверями или быть ограбленным разбойниками. Добрые дела, как говорили при расцвете политеизма, угодны богам. Мусульмане говорят: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Прежде всего надо помогать ближним, а не дальним; нынешняя благотворительность имеет мало общего с милосердием. В античности это прежде всего проявлялось в отношении господ к рабам; марксисты недоумевали по поводу того, как домашние слуги-рабы оставались преданными господам в дни погромов и разграбления городов. Для сравнения -- отношение русских помещиков к своим крестьянам как к скоту.

Но моя цель не в прослеживании историко-эмпирических корней, а более глубоком усвоении трансцендентального смысла. Людям с обостренным чувством справедливости нечего делать в современной судебной системе. Несправедливый приговор, если богиня Фемида приоткрыла глаза, вызывает чувство естественного возмущения. Несправедливый Абсолют обращается в свою противоположность.

Следует сделать замечание, что идеи воздаяния и милосердия возникают тогда, когда разрушается коллективизм и возникает индивидуальная ответственность. Милосердие необходимо дополняет справедливость, хотя и формально противоречит ей. Однако обе идеи выражают общий трансцендентальный смысл добровольного подчинения духовному закону.

4. Трансцендентальный смысл восточных религий.

Мне больше нравится китайская версия, очищенная от политеистических стереотипов, в меньшей степени это относится к индийской (Брахман) и греческой версиям (Логос). Ведь в даосизме вообще нет богов, а есть представления о Небе и Поднебесной, о Дао. Племенные религии были заточены под племя и народ, и Вселенная казалась им чуждой и враждебной. Язычество и политеизм ввели антропоморфных богов, а законы справедливости и милосердия им представлялись неким дополнением как заслужить благоволение перед очами богов. Конечно, особенно мудрые и философски настроенные люди возвышались до универсального и тотального понимания Закона, но в большинстве совсем люди были не готовы к такому восприятию (да они и сейчас не готовы). Новое связано именно с тотальностью действия закона не только в области морали, пакибытия, но в отношении физического мира. Кто объяснит загадочную фразу Анаксимандра: "Из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время".

Именно на Востоке впервые узрели Абсолют, единство во множестве многообразных вещей и явлений.

Универсум. Одно, кстати, из понятий математики.
Универсум. Одно, кстати, из понятий математики.

5. Трансцендентальный смысл западных религий.

И вот, наконец, мы добрели до наших "родных" религий Откровения. Не надо думать, что решающее разграничение от язычества состоит в монотеизме. И у язычников часто был один бог, которому подчинялись все остальные. На Востоке напротив обезличили его. У язычников тоже бывало бог снисходил на землю в образе кого-либо или вселялся в кого-то, но цели его сказочного пребывания были спонтанные и мелковатые. Будда, например, все-таки считается и мудрецом, и как аватаром Вишну. Но его учение излагается исходящим от самого мудреца, узревшего нечто новое, а не словом бога Вишну. В этом коренное отличие иудаизма (горящий куст для Моисея, пророки), затем ислама (тут Верховный бог расщедрился на спецпосланника), и, наконец, христианства, где Бог не только снизошел, но и пал от рук негодных людишек. Христиане утверждают, что от сильной любви к человечеству, а вернее, к человекам.

Бог впервые обратился к простому человеку через Христа: "Моисей заповедал то-то, а я говорю..". Тут не богоуничижение, а наоборот, возвышение человека. Таким образом, впервые сама личность человека получает трансцендентальное значение. Да, конечно, и в ряде индуистских учений частичка Божия внутри человека не отвергалась, но говорилось, что после смерти она, утратив индивидуальность, вернется к нирвану, вернется к Богу. Т.е. признавалась частичная трансцендентность человека, но мы говорим о трансцендентальности. И в силу этого становится возможен диалог человека и Бога, почти на равных. "Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы" (Псалом 81:6). И наконец, не дела, но вера выставляется условием спасения (в действительности, от закона справедливости).

Вот в этом и парадоксальность христианства.
Вот в этом и парадоксальность христианства.

6. Один из ответов.

Я дам ответ на последний из семи вопросов. Самая совершенная религия -- христианство. Она породила нынешнюю технократическую цивилизацию, эти блага прогресса, подтолкнув эволюцию мира в лице человечества. Это, однако, не означает истинности христианства, но тем не менее.. В последующей записи проговорим за остальные вопросы, преимущественно в плоскости священной истории, а пока для разогрева тролль-картинка:

Однако есть не только Библия, есть еще и устная традиция, и есть еще собственные духовные очи.
Однако есть не только Библия, есть еще и устная традиция, и есть еще собственные духовные очи.