В этот день 3 февраля 1903 года на стол императору Николаю II легла докладная записка от военного министра, генерал-адъютанта Алексея Куропаткина. «Обнаружение государственных преступлений военного характера до сего времени у нас являлось делом чистой случайности, результатом особой энергии отдельных личностей или стечением счастливых обстоятельств», — говорилось в ней. С этого началась история контрразведки в России. В документе предлагались меры по противодействию военному шпионажу со стороны зарубежных разведок. Император записку утвердил.
Новое отделение было глубоко законспирированным. Агенты действовали под псевдонимами. В официальной структуре Генерального штаба такого отделения не значилось. Для личного состава была определена должность — «состоящие в распоряжении начальника штаба». Они активно вербовали тех, кто имел возможность непосредственно общаться с дипломатами, не вызывая подозрения, включая официантов, рассыльных, портье и т. д. Агентурная сеть ширилась.
Уже первый год работы отделения принес свои результаты. В первую очередь было установлено наблюдение за дип-атташе крупных и не особо дружественных России держав — Германии, Австро-Венгрии и Японии, а также за российским чиновниками и офицерами, работающими с иностранцами. И сразу удача. По результатам работы агентов был арестован штаб-офицер по особым поручениям при главном интенданте ротмистр Николай Ивков, являвшийся источником сведений для японского военного атташе. С этого времени контрразведка стала хоть и не явной, но постоянной структурой военного министерства. Однако сотрудники российских органов военной контрразведки отмечают свой профессиональный праздник 19 декабря. Так как в этот день в 1918 году было принято постановление о создании Особого отдела Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК).
Переходите на наш сайт и читайте больше интересных новостей!