Найти в Дзене
c.i.h.

Выставка «ВХУТЕМАС-100. Иллюминаторы завтрашних городов. Архитектурный факультет»

26 февраля – 23 мая 2021

Пресс-показ: 25 февраля в 18:00

Адрес: МУАР, ул. Воздвиженка, 5/25, Флигель «Руина»

К.С. Мельников. Дворец Труда в Охотном ряду. Москва. Конкурсный проект. 1923. Перспектива.
К.С. Мельников. Дворец Труда в Охотном ряду. Москва. Конкурсный проект. 1923. Перспектива.

К столетнему юбилею ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева подготовил выставку, рассказывающую о жизни архитектурного факультета и деятельности его знаменитых преподавателей.

3.	К.С. Мельников. Памятник Х. Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. Фасад.
3. К.С. Мельников. Памятник Х. Колумбу в Санто-Доминго. Конкурсный проект. 1929. Фасад.

Экспозиция должна была открыться в ноябре 2020 года и продолжить серию выставочных проектов, посвященных истории ВХУТЕМАСа, однако в связи с пандемией и новыми ограничениями выставка была перенесена на 2021 год.

И.А. Голосов. Конный завод в Останкино. Конкурсный проект. 1922. Фасад, план.
И.А. Голосов. Конный завод в Останкино. Конкурсный проект. 1922. Фасад, план.

ВХУТЕМАС – многопрофильное высшее учебное заведение, появившиеся в 1920-м году на волне реформирования художественного образования в стране. Созданная здесь система преподавания кардинально отличалась от ранее существовавшей и транслировала идею универсальности художественных законов.

М.П. Коржев. Производственное задание на выявление массы и веса. Склад. 1922. Планы. Разрез. Фасады. Перспектива. Аксонометрия.
М.П. Коржев. Производственное задание на выявление массы и веса. Склад. 1922. Планы. Разрез. Фасады. Перспектива. Аксонометрия.

Творчество не мыслилось в отрыве от практики и было призвано решать насущные утилитарные вопросы. В структуре ВХУТЕМАСа особое место занимал архитектурный факультет, все преподаватели которого были практикующими архитекторами.

А.А. Веснин. Абстрактная композиция. 1921.
А.А. Веснин. Абстрактная композиция. 1921.

«Во ВХУТЕМАСе, как и в немецком Баухасе, разрабатывалась инновационная система преподавания художественных дисциплин, – подчеркивает куратор выставки Полина Стрельцова. – Две школы возникли одновременно и получили мировую известность и признание. Но в отличие от Баухаса, где делался упор на подготовку универсальных специалистов по работе со средой – художников-дизайнеров, во ВХУТЕМАСе архитектурный факультет с момента образования школы занимал лидирующие позиции».

А.В. Щусев. Библиотека им. В.И. Ленина. Конкурсный проект. 1920. Перспектива.
А.В. Щусев. Библиотека им. В.И. Ленина. Конкурсный проект. 1920. Перспектива.

Главная идея выставки Музея архитектуры – рассказать о творческих методах преподавания архитекторов через их собственные проекты различных сооружений, созданные за период 10-летнего существования ВХУТЕМАСа (с 1927 года - ВХУТЕИНа ).

И.И. Леонидов. Дворец культуры Пролетарского района. Москва. 1930. Конкурсный проект. 1-й тур. Спортивный сектор. Фасад.
И.И. Леонидов. Дворец культуры Пролетарского района. Москва. 1930. Конкурсный проект. 1-й тур. Спортивный сектор. Фасад.

Канва повествования выставки опирается на хронограф, где собраны важные вехи насыщенной жизни факультета, находившегося в процессе постоянного поиска новых алгоритмов работы и разработки актуальной для эпохи архитектурной пропедевтики.

Н.А. Ладовский. План реконструкции Москвы («Парабола»).1932. Генплан.
Н.А. Ладовский. План реконструкции Москвы («Парабола»).1932. Генплан.

Визуальные материалы поделены на несколько разделов, каждый из которых раскрывает деятельность определенной мастерской. Внутри факультета нередко происходили изменения, поэтому деление условное, однако кураторы выделяют основные мастерские и направления факультета: 1) мастерскую Алексея Щусева; 2) конструктивистов (Леонид и Александр Веснины, Иван Леонидов); 3) рационалистов (Николай Ладовский, Владимир Кринский); 4) мастерскую Ивана Жолтовского (Моисей Гинзбург, Сергей Чернышев); 5) мастерскую Новой академии (Илья Голосов и Константин Мельников); 6) основоположников отечественного градостроительства (Владимир Семенов, Борис Коршунов); 7) реставрационные школы (Иван Рыльский, Сергей Торопов).

С.Е. Чернышев, В.В. Семенов-Прозоровский (Гипрогор). Планировка Магнитогорска. 1930. Конкурсный проект. Аксонометрия.
С.Е. Чернышев, В.В. Семенов-Прозоровский (Гипрогор). Планировка Магнитогорска. 1930. Конкурсный проект. Аксонометрия.