Найти тему
В мире искусства

Фрески и пепел

Единственный античный город, дошедший до наших дней, не перестает удивлять: фрески восхищают ценителей живописи, а скептики вовсе не верят в их подлинную древность. Фрески Помпей удивляют своей сохранностью.

-2

Даже при такой «консервации» краски не могут спустя тысячелетия сохранять свое сияние. А помпейские могут! Местные мастера в работе использовали особую технику, секрет которой полностью не разгадан до сих пор.

-3

Жители Помпей любили со вкусом оформлять свои дома, потому фресковая живопись здесь постоянно развивалась. Обычно говорят о четырёх «стилях», точнее системах декорирования домов.

-4

I «стиль» — «инкрустационный» (II век до нашей эры — I век до нашей эры): простой и строгий. Стены домов облицовывались рустом — камнем с грубой выпуклой лицевой поверхностью.

-5

II «стиль» — «архитектурно-перспективный» (80 год до нашей эры — 30 год нашей эры): в работах появляется перспектива домов, улиц, глубина пространства.

-6

III «стиль» — «орнаментальный» или «канделябрный» (1 половина I века нашей эры): он утрачивает перспективу своего предшественника, зато становится более воздушным. Часто используются ажурные сооружения вроде канделябров.

-7

IV «стиль» — «фантастический» или «иллюзорный» (63 год — начало II века нашей эры). Стиль не принес новых элементов, а объединил в себе достижения своих предшественников. Мифологические сюжеты на фресках изображались на фоне ирреальных строений и пейзажей, создававших эффект театральных декораций.

-8

В этот период встречались и натюрморты, в целом не слишком популярные.

Сопровождаемый небывалым землетрясением Везувий выбросил из своего жерла гигантский огненный столб. Всё это передал на своем знаменитом полотне гениальный русский художник Карл Брюллов.

-9

Италия полюбила Брюллова. Европейцы впервые серьезно оценили талант «русской кисти». Картина произвела глубочайшее впечатление на публику Рима, Милана, Парижа, и затем — Петербурга, где её признали лучшим творением русской живописи XIX века.

-10

Вулканическая масса сохранила город точно таким, каким он был до извержения. Парадокс, но извержение, погубившее город, сохранило его на века и принесло всемирную славу.

-11

Похоже, воскресающие как гигантский объект искусства Помпеи ещё долго будут являть миру свои новые сокровища.