Единственный античный город, дошедший до наших дней, не перестает удивлять: фрески восхищают ценителей живописи, а скептики вовсе не верят в их подлинную древность. Фрески Помпей удивляют своей сохранностью.
Даже при такой «консервации» краски не могут спустя тысячелетия сохранять свое сияние. А помпейские могут! Местные мастера в работе использовали особую технику, секрет которой полностью не разгадан до сих пор.
Жители Помпей любили со вкусом оформлять свои дома, потому фресковая живопись здесь постоянно развивалась. Обычно говорят о четырёх «стилях», точнее системах декорирования домов.
I «стиль» — «инкрустационный» (II век до нашей эры — I век до нашей эры): простой и строгий. Стены домов облицовывались рустом — камнем с грубой выпуклой лицевой поверхностью.
II «стиль» — «архитектурно-перспективный» (80 год до нашей эры — 30 год нашей эры): в работах появляется перспектива домов, улиц, глубина пространства.
III «стиль» — «орнаментальный» или «канделябрный» (1 половина I века нашей эры): он утрачивает перспективу своего предшественника, зато становится более воздушным. Часто используются ажурные сооружения вроде канделябров.
IV «стиль» — «фантастический» или «иллюзорный» (63 год — начало II века нашей эры). Стиль не принес новых элементов, а объединил в себе достижения своих предшественников. Мифологические сюжеты на фресках изображались на фоне ирреальных строений и пейзажей, создававших эффект театральных декораций.
В этот период встречались и натюрморты, в целом не слишком популярные.
Сопровождаемый небывалым землетрясением Везувий выбросил из своего жерла гигантский огненный столб. Всё это передал на своем знаменитом полотне гениальный русский художник Карл Брюллов.
Италия полюбила Брюллова. Европейцы впервые серьезно оценили талант «русской кисти». Картина произвела глубочайшее впечатление на публику Рима, Милана, Парижа, и затем — Петербурга, где её признали лучшим творением русской живописи XIX века.
Вулканическая масса сохранила город точно таким, каким он был до извержения. Парадокс, но извержение, погубившее город, сохранило его на века и принесло всемирную славу.
Похоже, воскресающие как гигантский объект искусства Помпеи ещё долго будут являть миру свои новые сокровища.