Найти тему
PapaLev

Как учить? Чему учить? Размышления родителя о школе - часть 1

Главная проблема современного школьного образования - устаревшая образовательная концепция.

Что мы имеем на сегодняшний день в качестве основы образовательного процесса? Мы имеем Обязательное Всеобщее (Массовое) Среднее Образование.

Ни одно из этих слов, само по себе, отторжения не вызывает. Ничего плохого в том, что все граждане - массово - в обязательном порядке получают образование, нет. Но давайте разберёмся не в терминах, а в том, что за ними стоит.

Во-первых, когда и как оно возникло? В качестве исторического прецедента – в Иудее первого века нашей эры. Талмуд приписывает эту заслугу иудейскому первосвященнику Иешуа бен Гамла: «Иешуа бен Гамла пришёл и указал, что в каждой области и в каждом городе для маленьких детей должны быть назначены учителя, и что дети должны поступать в школу в возрасте шести или семи лет».

Ну, евреи – они и есть евреи. В Европе же к учреждению обязательного образования первым призвал Мартин Лютер, в 1524 году, в своём программном тексте An die Ratsherren aller Städte deutschen Landes (К Членам Всех Городских Советов в Германских Странах).

Лютер
Лютер

Идею подхватили: в 1559 году обязательное образование вводит Вюртемберг, - правда, только для мальчиков, - а в 1592 г. Пфальц-Цвейбрюккен становится первой в мире территорией, в которой образование обязательно и для мальчиков, и для девочек.

Какова цель? Всё понятно: протестантская Реформация - слово Божье из прерогативы католической элиты превращается в достояние масс - надо, чтобы КАЖДЫЙ прихожанин мог самостоятельно читать Библию - значит, ВСЕ должны уметь читать. Не писать философские трактаты (и даже вообще не писать); не делать математические расчёты; всего лишь – ЧИТАТЬ.

Но не надо думать, что наша современная школьная система так стара. Нет, она ведёт свою родословную не от Лютера. То есть, ей не пятьсот лет от роду. В два раза меньше - всего лишь двести пятьдесят.

Первый шаг к привычному нам массовому образованию был сделан 12 августа 1763 года, когда Фридрих Великий издал « Прусский королевский генеральный регламент сельских школ» (Königlich Preußische General-Land-Schul-Reglement) - об обязательном начальном образовании для всех протестантов, в возрасте от 5 до 13 или 14 лет, проживающих в сельской местности. Почему в первую очередь в сельской? – потому, что… армия нуждалась в грамотных офицерах: Семилетняя война выявила их катастрофическую нехватку. А офицерский корпус пополнялся в основном за счёт сельского населения.

Фридрих
Фридрих

Каких-то 16 страниц современного текста – и начало унифицированной системе обязательного образования было положено. Реальным автором документа был евангелический священник и педагог Иоганн Геккер. Человек продвинутый и во всех отношениях достойный - при этом, вполне себе носитель идей своего времени и своего круга: «Школы, которые подготавливают к университетам, должны быть одного типа; которые готовят хороших горожан, ремесленников, предпринимателей — другого (здесь и далее выделение моё – ЛМ)». «Наше основное внимание направлено на молодых людей, которые не собираются учиться в университете, и которых мы всё же считаем способными к письму, торговле, прочим экономическим профессиям, искусству, работе на мануфактуре, в сельском хозяйстве и пр.»

Что же предписывалось «регламентом Фридриха-Геккера»? Очень хотел бы порадовать вас любопытными неожиданностями... но придётся разочаровать:

  • Всеобщее образование: если родители не отдают детей в школу, то на них налагаются штрафы (§ 10)
  • Единая программа (§ 17). Чему же учили «хороших горожан»? Половина времени посвящалась религиозному образованию и изучению катехизиса. Преподавалось чтение, письмо, а также пение. Старших немного учили считать. Прививались строгие этические нормы – долг, умеренность, дисциплина.
  • Единый распорядок прохождения уроков (§ 19)
  • Единые учебники: всё множество местных учебников (которые отличались даже от деревни к деревне) должны быть заменены одобренными Оберконсисторией едиными учебниками (§ 20)
  • Надзор за школой: местные священники должны инспектировать школы по два раза в неделю, а также ежемесячно встречаться с учителями и поручать им, какую часть Библии, какие псалмы, песни и изречения им проходить с учениками в новом месяце (§ 25).

Поначалу регламент практически не выполнялся. Учителей не хватало (а имевшиеся были ужасающе безграмотны и получали нищенскую зарплату), классы были переполнены, школьные помещения в плохом состоянии (вот как всё было плохо в Пруссии XVIII века!). Однако в итоге прусская система добилась больших успехов: реализовала обязательное посещение занятий, обзавелась специально подготовленными учителями, предписанным общенациональным учебным планом и системой тестов для каждого класса.

И распространилась на всю Европу, а затем и США.

Часть вторая - здесь