Всякий раз, когда я пытаюсь для себя определить, что из себя представляет Николай Басков как певец, я буквально впадаю в ступор. Его невозможно назвать ни эстрадным певцом, ни оперным, ни каким-то промежуточным звеном. Его невозможно определить как шоумена или телеведущего. Николай постоянно мелькает на ТВ и в прессе, регулярно попадает в списки "самых надоевших знаменитостей".
Мне интересно понять феномен артиста, который вот уже двадцать лет как не сходит с экранов, что же он всё-таки из себя представляет. Хочу абстрагироваться от клише в его адрес и определить для себя, каков он - вокалист Николай Басков? Какой у него голос, каковы реальные вокальные возможности? К какому жанру его можно отнести?
Начну с самого начала. Николай Басков громко заявил о себе на рубеже нового тысячелетия, когда выпустил первый альбом "Посвящение". Страна обратила внимание на эффектного романтичного юношу "из оперных", который смело исполнил одну из самых сложных кроссовер- композиций "Памяти Карузо".
Здесь можно услышать, что у Николая Баскова очень узнаваемый тембр, который практически невозможно ни с кем перепутать. А его стиль можно уверенно определить как классический кроссовер. Он мог бы стать крепким кроссовер-певцом, но проблема в том, что на таком репертуаре далеко не уедешь: во-первых, очень мало кроссовер-композиций в принципе (если брать по масштабам среди других жанров), во вторых, не так много поклонников этого жанра. К тому же жанр технически непростой. А это значит, что работать придётся много, а миллионов приличных не заработаешь. "А оно мне надо?"- подумал, скорее всего, Николай, и стал решать, куда пойти дальше, чтобы аудитория была побольше.
В оперу, что ли, зайти? - Николай Басков принял участие в постановке Евгения Онегина в Большом театре, но увы, критики высказались негативно. И долго эта история не продлилась. В то время Николай, тем не менее всячески подчёркивал свою близость оперному искусству, и стал регулярно выступать с прославленной оперной дивой Монсеррат Кабалье. Я, кстати, присутствовала на этом живом концерте, и помню, в частности, этот номер.
Мы видим, что Николай ещё держится своего имиджа "серьёзного певца с почти оперным голосом". Оркестр, галстук-бабочка, все дела.
Однако, в середине нулевых Басков также уверенно зашёл на территорию "большой поп-музыки". Но надо отметить, что он звучал для поп-певца очень достойно, качественно.
Падение качества исполнения началось с песни "Шарманка". С одной стороны, благодаря жалостливой мелодии в народном стиле, песня стала невероятно популярной, а певец стал истинно "народным". С другой стороны, так как песня более чем простая вокально, можно было не париться над качеством звука. Что Николай и сделал.
После "Шарманки" пошли другие народные хиты, типа "натурального блондина" и коллаборации хайповыми артистами. О "вокале с большой буквы" речь уже не идёт вообще, и Николай при всех своих вокальных возможностях становится скорее поющим шоуменом, чем певцом.
Ну а «апофеоз апогея» требования внимания, это, конечно же, дуэт с Филиппом Киркоровым «Ибица». Даже не буду размещать это видео, которое, к сожалению, в рамках научного интереса мне пришлось посмотреть, и теперь не могу развидеть. Если не смотрели - лучше не надо, честно, берегите психику.
Вопрос: какова цель такого отчаянного репутационных самоуничтожения бывшего хорошего певца классической школы? Я ещё скрепя сердце соглашусь с тем, что Николай, конечно, странно смотрелся в дуэте с «Бабками», когда был ведущим «Субботнего вечера». Но, по крайней мере, он работал на целевую аудиторию. А «Ибицей» что он хотел сказать?
... Какой я делаю вывод из беглого карьерного обзора одного из самых популярных певцов? В нашей стране невозможно быть в топе и петь качественную музыку. Большие деньги, судя по всему там, где самый грязный и примитивный хайп.
Увы.