Состоявшиеся актеры часто считают успехом постоянное появление на съемочных площадках или в нашумевших спектаклях. Тимофей Спивак большую часть рабочего времени проводил за кадром – в душных темных студиях для озвучивания ролей других актеров – русских и иностранных.
От десантника до актера в 5 шагов
Тима родился сразу после войны в семье военного летчика. Из Херсона папу откомандировали в Борисоглебск, где и прошло детство мальчика. Главным увлечением стала игра на скрипке, которой он обучался в музыкальной школе.
Отец же мечтал о продолжении военной династии. Тимофей согласился на десантуру и отправился поступать в Рязанское училище. За полтора года курсантской службы Спивак понял, что военное дело – не для него. Правда, чтобы окончательно с ним распрощаться пришлось отслужить еще 2 года по призыву.
Как дембеля занесло в Красноярск, история умалчивает. Скорее всего, опять передислоцировали отца-летчика. В Сибири Тимофей Спивак поступил в музыкальное училище, мечтая о карьере скрипача. Опять не повезло. Зимой в мороз пропуская женщину в автобус, поскользнулся и сломал большой палец руки. Пришлось переводиться на отделение оперетты.
Музыкальное образование позволяло уже в студенческие годы подрабатывать в местном театре: пел в хоре, иногда играл небольшие роли. Распределение Спивак получил в Майкопскую драму.
Перспективы – только в столице?
Оказавшись в глухой провинции, новоявленный актер понял, что состояться он сможет только в Москве. В ГИТИС Спивак поступил со второй попытки в 1972 году. После окончания молодого красавца взяли в театр имени Станиславского. За 6 лет он успел сыграть в нескольких спектаклях:
«Прощание в июне»;
«Робин Гуд»;
«Два веронца»;
«Коварство и любовь»;
«Сирано де Бержерак»;
«Порог»;
«Исповедь».
Роли были небольшими. Удивительно, но для такого красавчика главных персонажей в постановках не было.
Путь в кино
На съемочных площадках режиссеры также использовали внешность актера для второстепенных ролей:
«Тайна партизанской землянки»;
«Гаспароне»;
«Юлия Вревская»;
«Особо опасные»;
«Звездный инспектор»;
«Американская трагедия»;
«Огненные дороги»;
«Шел четвертый год войны»;
«Прощание славянки»;
«Государственная граница» (Серия «За порогом победы»).
Всего за советский период на счету актера 28 картин, и всего одна главная роль – в экранизации оперетты «Марица» в 1985 году. Арии за драматических актеров исполняли оперные артисты.
В поисках предназначения
С 1978 года Тимофея Спивака стали приглашать на озвучивание зарубежных мульт- и кинофильмов, а также персонажей, сыгранных другими советскими актерами.
Именно в этой работе актер нашел свое первое призвание. За всю артистическую деятельность с середины 70-х годов до наших дней Спивак «отработал» в 80 проектах. Например, его голос у Крокодила Данди, многочисленных героев индийских мелодрам. Тимофей читал закадровый текст в «Рэмбо» и других американских боевиках.
Успех на этом поприще привел к тому, что артист в 1982 году уволился из театра, перейдя в штат киностудии имени Горького. От разовых постановок, впрочем, он не отказывался.
В 90-е годы, когда съемочные площадки массово закрывались, артиста пригласили преподавать в Институт современного искусства, созданный на частное финансирование. Здесь он выпустил три студенческих потока. Новое учебное заведение стало активно расширяться, открывать филиалы в Латинской Америке. Тимофей Спивак уехал в 2001 году. Он побывал в Мексике, Уругвае, Коста-Рике, Венесуэле.
Из его единственного интервью становится понятно, что продюсерская деятельность актеру доставляет и творческое, и материальное удовлетворение.
Пробовал «Универсальный артист» и создавать собственные фильмы:
«Три дня вне закона» 1992 год;
«Вопреки всему» 1993 год;
«Горе-злосчастье» 2001 год.
В двух последних Спивак и сценарий писал самостоятельно.
Личная жизнь
Женился Тимофей Спивак достаточно поздно – после 35 лет. Его избранницей стала Екатерина (Евгеньевна) Васильева – дочь актрисы Жанны Прохоренко и режиссера Евгения Васильева. Невеста была моложе жениха на 14 лет. Она только что получила свою долю успеха в фильме «Вам и не снилось», где сыграла школьницу, безответно влюбленную в главного героя Ромку.
В 1985 году у пары родилась дочь Марьяна, во взрослом возрасте ставшая успешной актрисой. Ее родители развелись, когда девочке было 3 года. При этом общаться с отцом она не переставала.
После развода с Тимофеем, Екатерина еще раз вышла замуж, снова неудачно. По слухам, актеры продолжают общаться, но без оформления отношений. Личную жизнь в XXI веке Спивак предпочитает скрывать от журналистов.