В последние дни мир футбола был просто парализован предполагаемыми астрономическими цифрами, которые Лионель Месси зарабатывает в каталонской команде. Но сколько денег имеет сама «Барса», располагая лучшим игроком в мире?
С тех пор, как испанская газета El Mundo, базирующаяся в Мадриде, опубликовала предполагаемый контракт, подписанный Лионелем Месси в 2017 году с «Барселоной», мир футбола замер. Согласно первой полосе газеты, звезда гранатово-синих имеет «фараоновскую зарплату, которая разрушает «Барсу», и журналисты делают упор на внутреннюю бесхозяйственность клуба, что привело к двум очевидным ситуациям: отставке всего совета директоров клуба и экономические осложнения, усилившиеся в связи с пандемией.
Однако специалисты указывают, что лучший игрок в мире «является огромным источником дохода для «Барсы», каталонской столицы и всей Ла Лиги». Отчет, составленный Libertad Digital, раскрывает взгляд различных специалистов, которые вникают в цифры, которые циркулируют вокруг персоны аргентинца. «Месси – это основная часть нетипичного дохода «Барсы». Если проанализировать, сколько денег он приносит клубу, эта цифра составляет от 250 до 300 миллионов евро в год. Следовательно, если его зарплата составляет около 140 миллионов в год, как минимум «Барселона» имеет 100 миллионов прибыли», – пояснил Марк Сириа, финансист и партнер-основатель Diagonal Inversiones.
«Спонсоры сегодня продлевают рекламные контракты только на год на случай, если Месси покинет «Барсу». Это не означает, что если Месси уйдет, «Барселона» потеряет спонсоров, но весьма вероятно, что число их значительно уменьшится», – утверждает аналитик.
В том же ключе высказался Синто Аджрам, бывший глава отдела спонсорства каталонской команды: «Когда вы продаете бренд «Барселона» по всему миру, вы ставите лицо Месси. В сегодняшних условиях ни один спонсор не осмелится продлить контракт еще на три-четыре года, потому что неизвестно, какой будет ценность клуба без этого игрока».
Следует отметить, что текущие связи с такими брендами, как Nike, Rakuten и Beko, составляют треть дохода испанского учреждения; и только первая компания подписала соглашение до 2026 года, а у двух других есть срок истекает в 2022-м и июне 2021 года соответственно.
«При переговорах со спонсором на 90% слайдов Power Point, которые клуб демонстрирует своим потенциальным рекламодателям, появляется изображение Месси», – рассказал Марк Сириа, не опуская ни одной детали, которая также относится к спортивному аспекту: «В последние пять лет 50% дохода зависело от присутствия Месси в матчах. Кроме того, из зрителей, которые сидят на трибунах, 40% – это местные и иностранные туристы, которые приносят большие деньги клубу и приезжают специально посмотреть на «Барсу» с Месси».
Если принять во внимание кассовые сборы, испанская команда получала в год (до пандемии) около 95 миллионов евро, из которых 20 приходятся на фанатов, которые платят, чтобы наблюдать за легендой «Барсы». Вероятно, многие из его поклонников – это те, кто приобретает его футболку с традиционным номером «10», что приносит доход еще в 20 миллионов в год.
Следовательно, аналитик отметил, что «90% туристов, которые приезжают в Барселону, чтобы увидеть, «Барсу», покупают футболку Месси», что подразумевает дополнительный доход от мерчандайзинга.
С этим согласен Николь Калемба, доктор экономики и бизнеса и профессор Барселонской школы менеджмента UPF, специализирующейся на спортивном туризме:
«Совершенно очевидно, что многие туристы приезжают в Барселону с главной целью – посмотреть матч «Барсы» и, в частности, увидеть игру Месси, одного из лучших спортсменов всех времен».
Поэтому, когда Лео отправил факс, информирующий о своем желании покинуть клуб, страх перед экономическими потерями также насторожил руководство:
«Его отъезд летом оказал бы серьезное влияние на Барселону как туристическое направление, и многие другие области бизнеса были бы затронуты. Он является одним из главных символов каталонской столицы, и люди из других частей мира связывают эти туристические бренды с Месси».
Относительно того, что может означать отъезд Месси в другую европейскую лигу, вице-президент агентства спортивного маркетинга Octagon в Испании и директор Школы спортивного менеджмента Франческ Крусес предупредил, что «его уход повлияет на переговоры о правах на телевидение». «На некоторых международных рынках, где футбол менее зрелый, чем в Европе, болельщики более верны большим звездам, чем командам, и это означает, что такой игрок, как Месси, несомненно, переместит аудиторию в конкуренцию клубу, который его подпишет», – пояснил он.
Цифры кажутся непомерными, но, как и в любом другом аспекте капитализма, вы не должны анализировать общую зарплату лучшего игрока в мире и игнорировать то, что звезда приносит клубу. Контракт нападающего истекает 30 июня, а с 1 января игрок может вести переговоры с другой командой. Помимо таланта, Месси – еще и гарантия финансовой выгоды. Пока что его судьба неизвестна, но у него много предложений.