Титульные спонсоры клубов Европы
В новом исследовании консалтинговой компании Brand Finance 50, вышедшее во второй половине 2020 года, рассматривается стоимость футбольных брендов, которая пока не сильно пострадала от влияний COVID -19. Нас же в этом исследовании интересуют приведенные данные о брендах, которые спонсируют лучшие европейские клубы и стоимость титульного спонсорства.
По итогам исследования всех европейских чемпионатов - 70% всех клубов высших дивизионов сохранили тех же титульных спонсоров, что и в минувшем сезоне, а 30% клубов, напротив, нашли новых. Обычно (но не всегда), спонсор рекламы на футболке – это самый ценный спонсор/партнер клуба. Английская Премьер-лига в очередной раз укрепила свою репутацию самой привлекательной в мире: в сезоне 2019/20 у ее клубов было 18 иностранных титульных спонсоров (13 из Азии, 4 из Северной Америки и 1 из Африки). Испания (11) и Украина (7) – еще две страны, где больше, чем у половины команд высшего дивизиона штаб-квартиры титульных спонсоров находятся в других государствах. С другой стороны, у всех австрийских, голландских и норвежских клубов в сезоне 2019/20 титульными спонсорами были только национальные бренды. В исследовании Brand Finance рассмотрены лучшие 50 клубов из Европы, в которые уже не первый год входит и российский ФК «Зенит».
На стоимость спонсорских контрактов спортивных клубов влияют многие факторы. Один из главных — уровень турнира. Это могут быть национальный чемпионат, Кубки страны или лиги, еврокубки. Если футбольный клуб играет в Лиге чемпионов УЕФА, то сотрудничество спонсора с таким клубом будет стоить дороже, чем, если бы этот же клуб играл только в национальном чемпионате. Поэтому не удивительно, что все участники исследования выступают в еврокубках на постоянной основе.
Вот как выглядит ТОР-10 клубов из исследования Brand Finance 50 по стоимости самых дорогих годовых контрактов титульных спонсоров. В десятку лучших вошли клубы четырех ведущих лиг – от Англии 5 клубов, Испания делегировала 3 клуба и по одному клубу от чемпионатов Италии и Германии.
Возглавляет список самый дорогой контракт мадридского «Реала» с авиакомпанией Fly Emirates из ОАЭ с суммой в €70 млн. в год
Английский «Манчестер Юнайтед» после долгосрочного лидерства в данной номинации, уступил первенство и сейчас идет вторым с производителем автомобилей Chevrolet - сумма контракта равна €64 млн за сезон.
Испанская «Барселона» уже несколько лет успешно сотрудничает с японским телекоммуникационным холдингом Rakuten и их контракт оценивается в €55 млн.
ФК «Ливерпуль» своими спортивными достижениями на международной арене и в национальном чемпионате смог увеличить выплаты от титульного спонсора, банковской группы Standard Chartered, до €46,5 млн в год.
Главный конкурент Fly Emirates среди авиалиний в футболе Etihad Airways из Абу-Даби спонсирует ФК «Манчестер Сити» и выплачивает за титульное спонсорство €45 млн в год.
Российский ФК «Зенит» имеет контракт в €12 млн в год со своим титульным спонсором ПАО «Газпром».
Компании - спонсоры клубов
Статус титульного спонсора наиболее привлекателен для компаний — потенциальных спонсоров. Титульный спонсор получает возможность ассоциировать своё имя с названием турнира, лиги или спортивной арены. Ему предоставляются широкие возможности по размещению бренда на рекламных поверхностях. Как правило, логотипы или рекламные названия таких спонсоров наносятся на лицевую сторону игровой формы — самое заметное место. Данная позиция также является единственной для предложения.
Чаще других на майках ведущих клубов Европы свои бренды размещают компании розничной торговли, букмекеры, банки и производители промышленных товаров – в этом плане они вне конкуренции. В ТОР-10 клубов из исследования Brand Finance есть свои предпочтения – сразу три клуба рекламируют авиакомпании, по два клуба продвигают автомобильные бренды, услуги телекома и финансы, один бренд из энергетики.
Самые большие расходы на титульное спонсорство понесла авиакомпания Fly Emirates, которая является спонсором пяти клубов из всего исследования Brand Finance 50 – это уже названные мадридский «Реал» и лондонский «Арсенал», а также ФК «Милан» (Италия), ФК «Лион» (Франция) и ФК «Бенфика» (Португалия). Общая сумма этих контрактов составила почти €150 млн за футбольный сезон.
Больше ни один бренд не тратит таких серьезных сумм на такое количество футбольных клубов.
Российское представительство брендов в исследования Brand Finance 50 обеспечил «Газпром», который помимо ФК «Зенит», вошел в список с немецким клубом «Шальке-04» и общие вложения в титульное спонсорство этих двух клубов составили €34 млн. в год.
Отчет Brand Finance 50 за 2020 год показал очередной рост общей стоимости титульного спонсорства у ведущих футбольных клубов Европы, но эта тенденция явно завершилась. Пандемия COVID -19 очень серьезно повлияла на все европейские чемпионаты и на проведение футбольных еврокубков. Сокращение количества игр, остановка чемпионатов (не все чемпионаты в 2020 году были доиграны), ограничение на посещение игр болельщиками – эти проблемы напрямую будут влиять на действующие контракты и так же приведут к уменьшению стоимости титульного спонсорства в ближайшие годы.
Следите за спонсорами и их активностью в спорте! Комментарии, лайки, подписки и репосты приветствуются!
Автор: Валерий Гореликов
Инфографика: Полина Зыль