Жизнь университетского преподавателя в Средние века. Существовали три ученые степени - бакалавра, лицензиата, доктора или магистра. Хотя не только в разных университетах, но и в одном и том же университете на разных факультетах значение бакалаврства и лицензиата и порядок всех вообще ученых степеней были неодинаковы.
Типичным для университета было существование небольшого ядра влиятельных профессоров, окруженных группой преподавателей всех видов (доктора, магистры, лицензиаты, кандидаты и бакалавры), помогавших им выполнять преподавательские обязанности. Эта группа зарабатывала себе на жизнь частными уроками или тьютерством.
Профессора получали жалованье от городов , князей деньгами или в виде церковных бенефиций и коллегиатур , но большинство преподавателей университетов читали лекции без жалованья и жили за счёт гонорара со слушателей или «корма», как его называли . Установленных норм гонорара не было и каждый раз между преподавателем и слушателем заключался контракт, причём или на общую солидную сумму со всех слушателей, или на каждого по отдельности. Суммы были большие, т. к. многие профессора наживали солидные капиталы. Со временем студенты, договорившись с преподавателем, о сумме гонорара, стали обращаться к городу с просьбой заплатить за них. Так возникло жалованье . Те лекции, которые оплачивал город , уже не оплачивались студентами.
В более поздние времена университетскими статутами не запрещалось преподавателям одновременно получать плату от города и гонорар со студентов. Причём многим преподавателям приходилось самим искать слушателей. Им даже приходилось ходить по домам, чтобы их уговорить ходить на свои занятия. Некоторые преподаватели находили слушателей через трактирщиков и торговцев. Часто профессора вступали в такие сделки с учениками: давали им задатки, чтобы этим обязать их слушать свои лекции, но эти задатки соединялись с ростовщическими процентами и приводили к тому, что студенты уплачивали более высокую плату, чем обыкновенно. Причём в то время даже студенты, имеющие богатых родителей, вынуждены были закладывать ценности или занимать деньги у кого-то, так как были большие сложности с пересылкой денег из отдалённых мест и тем более другой страны.
Особенно прославились жадностью преподаватели в Италии. В 1292г сын знаменитого Аккурсия Франциск, преподававший римское право в Болонье, обратился к папе с прошением разрешить его от грехов, так как и он, и его отец, выдавали слушателем деньги, а потом взыскивали их с большими процентами и притесняли высоким гонораром, да ещё принимали подарки от тех, кто сдавал экзамены. Ещё один болонский преподаватель распорядился в завещании раздать часть своих денег бедным, так как он тоже получал высокие платежи.
А парижские преподаватели жили бедно, жалованья не получали, а существовали только на доходы с церковных бенефиций, или занимая свободные места в коллегиях.
Размеры гонорара определялся соглашением преподавателя и студентов . Например, в парижском университете в 1389 г. за утреннюю лекцию студент платил 1 франк. Кроме того каждый слушатель платил налог в пользу нации. В германских университетах взимание гонорара контролировал факультет. Гонорар платил каждый школяр, посетивший подряд 3 лекции и преподаватели этот процесс контролировать не имели права. Их самих могли оштрафовать в пользу факультетской кассы. В венском университете 1389г преподаватель имел право освобождать бедного учащегося от уплаты гонорара. Но школяр, вовремя не заплативший гонорар, штрафовался на двойную сумму, а если магистр освобождал студента , который был платежеспособен, от уплаты гонорара, лишался права на гонорар.
Ø Преподаватели высших факультетов получали жалованье или читали в качестве бакалавров обязательно. В германских университетах получение одновременно жалованья и гонорара считался невозможным.
Чтобы обучать, надо было получить лицензию.В некоторых университетах прежде чем начать преподавание (в качестве бакалавра), надо было пройти испытания, которые производили профессора. А в Болонье, например, достаточно было распоряжения ректора и уплаты пошлины.
Перед получением степени аспирант давал клятву подчиняться факультету, всем вышестоящим лицам университета и добросовестно выполнять обязанности. Потом он произносил особую речь. Бакалавры могли и учиться, и преподавать одновременно. Они делились на три категории. Достигнув третьей, некоторые из них оставляли университет и устраивались на церковные или государственные должности. Дипломы не выдавались, но можно было получить письменное удостоверение в получении степени бакалавра. Те же из них, кто продолжал оставаться в университете, со временем проходили испытание на лицензию и становились доктором или магистром. Лицензия закрепляла право этого человека на преподавательскую работу. Бакалавром можно было стать с 17 лет, а магистром с 21 года . Но иногда в учёную степень возводили папа и император, минуя университетские порядки. К таким людям отношение в университете было отрицательным. Докторов даже называли «печатные», так как они получали грамоту с печатью. И в университете их не признавали, или ставили гораздо ниже своих докторов.
Таким образом, бакалавры, не переставая учиться, могли и сами преподавать: университет даже рассчитывал на их преподавательский труд.
Какие же были обязанности преподавателя?
Преподаватели выполняли различные обязанности: это прежде всего само обучение, а так же играли важную роль в комитетах факультета: определяли программу обучения, представляли факультет, экзаменовали студентов, председательствовали на диспутах и делили между собой плату за обучение. Некоторые преподавали по расписанию утром и обучали только наиболее важным предметам.
В уставах некоторых средневековых университетов и колледжей можно обнаружить попытки определить методы, которыми нужно пользоваться при обучении. Так, в отношении общих лекций в колледже Церкви Христовой (Оксфорд) было определено, что лекторы должны сформулировать темы предстоящих занятий в начале недели, а проверять, насколько их освоили студенты, в конце. В воскресенье и праздничные дни профессор должен был находиться в лекционной аудитории не менее часа, для того чтобы ответить на вопросы своих учеников. Таким образом, регламентировались не только предметы и методы обучения, но и работа преподавателей. Надо сказать, что преподавательские прогулы - постоянная проблема большинства университетов XVII в. Так, в случае пропуска занятий без уважительной причины профессора могли оштрафовать или даже уволить.
Однако помимо преподавания профессора исполняли в университете и другие обязанности: должны были участвовать в работе факультетских или университетских правлений, различных комитетов, выполнять функции ректора, декана, главы колледжа, библиотекаря и т.д. Что же касается работы со студентами, то обязанности преподавателей не ограничивались только контролем над освоением ими знаний. Им приходилось, например, надзирать за поведением студентов в свободное от занятий время, а в некоторых университетах - даже контролировать образ их жизни, досуг, религиозные чувства.
Таким образом, занятия профессоров состояли не только в преподавании и, в той или иной степени, подготовке публикаций. Помимо уже перечисленного, они вели частное обучение и практику.
Средневековье подарили нам новый тип учителя — профессионала. Это человек, занятый интеллектуальным трудом и получающий за свой труд денежную плату. Именно в этот период истории преподавательский труд впервые оказался востребован обществом в широких масштабах, и, следовательно, именно в средневековую эпоху стали закладываться основы для формирования новоевропейского типа университетского преподавателя. Преподавательская среда была значимым составным элементом слоя средневековых интеллектуалов.
По сути, они стали новой интеллектуальной элитой ,которая, во-первых, генерировала передовые идеи в обществе, во-вторых, транслировала свои знания на широкий круг аудитории.