Ну что ж, переходим к следующему Дмитрию. Димитрий Димитриевич Мамин (Дмитрий Мамин №4 ) родился в Бизярском заводе в 1848 г. Он был третьим из четырех сыновей Дмитрия Антоновича. В 1870 году окончил Уфимскую духовную семинарию, некоторое время служил учителем Богородского сельского училища. Затем женился и был рукоположен в сан священника.
С учебой Димитрия в семинарии и его женитьбой связан один интересный документ, который мне удалось обнаружить. В сентябре 1867 года в «Пермских епархиальных ведомостях», в разделе «Распоряжения епархиального начальства» помещено такое сообщение: «На прошении Красноуфимского уезда алтыновской Успенской церкви священника Димитрия Мамина об определении сына его исключенного из среднего отделения семинарии Димитрия Мамина на диаконское место при Ревдинской православной церкви, Екатеринбургского уезда, с условием вступления в брак с дочерью умершего священника Лебедева Юлиею, резолюция Его Высокопреосвященства последовала такая: «просимое место занято: по сему прошение священника Мамина об определении сына его на это место, с условием вступления в брак с сиротою Лебедевой, да и по силе вновь состоявшегося закона, удовлетворено быть не может. Объявить ему о сем чрез епархиальные ведомости.»
Эта газетная заметка – наглядная иллюстрация косвенных источников в генеалогии. Что мы узнаем? Вероятно Димитрий в начале 1867 года был по какой-то причине исключен из семинарии и отец занимался его «трудоустройством». Для рукоположения в сан священника или диакона кандидат обязательно должен быть женат, неженатый мог служить разве что псаломщиком. А на горизонте видимо образовалась подходящая невеста – вот Димитрий Антонович и решил женить сына, да заодно и место для него приискать подходящее. Кстати, недалеко от Алтыновского. Но не вышло, отказал Преосвященный Неофит, епископ Пермский и Верхотурский. Причина отказа, очевидно кроется в словах «по силе вновь состоявшегося закона» . Действительно, «пролистав назад» подшивку Епархиальных ведомостей, нетрудно в этом убедиться.
Всего полутора месяцами ранее в тех же «Пермских епархиальных ведомостях» был опубликован Указ Святейшего Синода, которым отменялись некоторые правила замещения священно- и церковнослужительских вакансий. Дело в том, что в церкви исторически сложилась практика «наследования мест», когда на места престарелых, больных и умерших определялись «преимущественно перед другими» их родственники, которые брали на себя обязанность по содержанию семьи предшественника. Также практиковалось закрепление мест умерших родителей за сиротами, с предоставлением им части доходов от этих мест. Причем место могло остаться как за сыном, так и за дочерью умершего. Сын мог впоследствии сам занять это место, по достижении соответствующего возраста и при наличии необходимого образования, а у дочерей в этом случае образовывалось приданое в виде места службы для будущего мужа. Такой своеобразный способ «социальной поддержки». Эта практика, безусловно, порождала определенные неудобства – во-первых, епархиальные архиереи были вынуждены «предпочитать в рукополагаемых достоинству родство» , во-вторых, наличие вакантных, или как их тогда называли, праздных мест, закрепленных за несовершеннолетними священнослужительскими детьми, вызывало «расстройство порядка по церкви и приходу» и создавало обременение для остальных членов притча, вынужденных делиться своим достатком с фактически состоящими на их содержании лицами – за умершего «коллегу» надо было его работу выполнить, да еще и детям часть жалования выплатить.
Вот поэтому Святейший Правительствующий Синод слушали, а Его Императорское Величество – высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить: «… зачисление священноцерковнослужительских мест за дочерями или родственницами занимавших сии места лиц с правом определения на эти вакансии тех кандидатов, которые вступят в брак с такими девицами, на дальнейшее время более не допускать» .
Так как данная практика была повсеместной, поток соответствующих прошений, вероятно, не прекращался. Так что епископ Неофит и распорядился напечатать об отказе Дмитрию Мамину в епархиальных ведомостях – дабы показать практическое применение нового порядка другим потенциальным просителям. А я, благодаря этому, полтора века спустя нашел в газетной подшивке сведения о своем прапрадеде!
Остается неразгаданной такая загадка: в контексте отмененной практики наследования мест можно предположить, что за Юлией Лебедевой было закреплено священническое или диаконское место при ревдинской церкви. Однако ее отец, священник Петр Дионисиевич Лебедев, с 1849 г. служил в селе Шерья Оханского уезда (где и родилась Юлия). Впоследствии он поменялся местами со своим братом Михаилом и оказался в селе Насадском Пермского уезда, затем служил в селе Григорьевском Оханского уезда… Его последнее место службы – село Рождественское Соликамского уезда. После его смерти в 1861 г. его дочь Юлия живет в Шерье в семье дяди Михаила Дионисиевича. Это прослеживается по сохранившимся метрическим книгам – она была крестной большинства детей Михаила. Но вот Ревда не встречается среди мест службы ни Лебедевых, ни Маминых.
Несостоявшийся диакон ревдинской церкви Дмитрий Мамин восстанавливается в семинарии и учится дальше. Согласно его послужному списку, он окончил Уфимскую духовную семинарию в 1870 году. А на своей Юлии Петровне он женится после окончания семинарии, 13 января 1871 года.
В 1871 г. Дмитрий Дмитриевич стал священником церкви села Вильвинского Чердынского уезда.
Здесь в январе 1873 г. родился мой прадед, который был назван «редким» для семьи именем Дмитрий. Вскоре после его рождения отца переводят на Юго-Камский завод, а еще через два года – в село Сивинское Оханского уезда. Здесь он прослужит помощником настоятеля до осени 1882 года. Интересно, что в эти годы в Сивинском жила Мария Гавриловна Савина, именно здесь в июле 1882 года состоялось ее венчание с Никитой Всеволожским. Наверняка она была знакома с местным священником…
В 1882 – 1890 годах Димитрий Димитриевич Мамин – настоятель церкви села Ново-Ильинского Пермского уезда. В конце 1890 года сменит отца в Алтыновском, где прослужит чуть более пяти лет, после чего будет переведен к Николаевской церкви села Калиновского Осинского уезда. Скончался Димитрий Димитриевич в Калиновском 21 августа 1900 г., как указано в метрической книге – «от порока сердца». Полагаю, что выражаясь современным языком, это либо инфаркт, либо острая сердечная недостаточность.
Согласно записи в метрической книге, священник Димитрий Мамин был похоронен в церковной ограде. Узнав об этом, я решил попытаться найти его могилу. Оказалось, что жители села знают, что возле храма были похоронены два священника. Имен умерших никто не помнил. По архивным источникам мне удалось выяснить, что вторым был Федор Васильевич Соколов – первый священник данного прихода, служивший здесь в 1881 – 1894 годах. При изучении метрических книг калиновской церкви также обнаружилось, что погребенные священники также связаны родственными узами: одна из дочерей Димитрия Мамина, Павла Дмитриевна, была замужем за младшим братом Федора Соколова Иваном (Иоанном) Васильевичем. Впоследствии Иван Васильевич Соколов стал священником, в 1921 г. служил в селе Серга Кунгурского района.
Этой осенью в Калиновке на месте погребения священников Дмитрия Мамина и Федора Соколова был установлен и освящен крест (см. фото в галерее).
Помимо сына Дмитрия (моего прадеда) у священника Дмитрия Дмитриевича Мамина было четыре дочери: Алевтина, Павла, Елизавета и Анна. Старшая, Алевтина, была замужем за Вениамином Петровичем Задориным – псаломщиком Алтыновской церкви, позднее – диаконом села Верх-Тиса. В феврале 1917 г. Вениамин Задорин был рукоположен в сан священника и определен к церкви с. Чатлык Красноуфимского уезда. В их семье был сын и несколько дочерей. Их внук Вениамин Николаевич Задорин (1922 – 1998) был в 1960-е – 70-е годы одним из руководителей МВД Удмуртской АССР.
О Павле Дмитриевне я уже говорил выше. Про Елизавету известно, что она в 1903 г. окончила Пермское Епархиальное женское училище. В 1903-1905 гг. служила учительницей в Сыринском училище Красноуфимского уезда; в 1905-1907 гг. – воспитательницей в Пермском Епархиальном женском училище. Анна в 1902-1907 гг. училась в Пермском Епархиальном женском училище, окончила 5 классов. Их мать, вдова священника Юлия Петровна Мамина, после смерти мужа жила в селе Алтыновском с семьей старшей дочери; в 1907-1908 гг. некоторое время служила просфорней в алтыновской Успенской церкви. Дальнейшая судьба матери и сестер прадеда неизвестна. Мать и две младшие сестры видимо куда-то переехали в конце 1907 или в начале 1908 года, однако ни в Пермской, но в Томской губерниях никаких следов их пребывания мне пока обнаружить не удалось. В личном деле прадеда в фонде Акцизного управления Томской губернии (где он служил после перевода из Перми в 1901 г.) есть прошение его вдовы о назначении пенсии, датированное октябрем 1908 года, в котором упоминается, что помимо четырех детей на ее попечении после смерти мужа «осталась больная беспомощная старушка, мать моего мужа, и подросток сестра, которые жили единственно его помощью» . Но понять из этой фразы место их жительства невозможно. Поиск в метрических книгах пока – увы – никакого результата не дал.
Сохранилась одна старая фотография, на которой изображена по-видимому супружеская пара. Сходство черт лица дает основание предположить, что молодая женщина на этой фотографии – одна из младших сестер прадеда. Судите сами (фото в галерее).
Продолжение следует…