Мастихин и мастер-класс «Морской грот» (Часть 1)
Существует мнение отдельных художников, что как таковой техники живописи мастихином не существует, что мастихин – всего лишь один из инструментов, которым пользуется художник в своей работе.
Не согласна с этой оценкой, есть инструмент – следовательно, есть техника работы с ним.
Мастихином можно сделать подмалевок, обобщить изображение, создать рельефы, придать фактурность изображению. С его помощью легко передать структуру камня, изобразить скалы, волны, кору деревьев. Наиболее эффектно пастозные мазки смотрятся на тонком слое. В отличие от кисти здесь меньше детализации.
Изначально в 19 веке мастихин использовали только, как нож для срезания лишних слоев краски, очистке палитры и для замешивания красок, но в дальнейшем он стал самостоятельным инструментом в руках живописца.
Первым, кто «популяризировал» работу мастихином был французский художник Гюстав Курбе.
Он первый, кто начал активно писать мастихином, если под рукой не было мастихина, он использовал обычный кухонный нож.
Поль Сезанн, восхищенный необычной техникой Курбе, писал:
«Он кладет краску, как штукатур шлепает алебастром! Настоящий растирщик краски. Он творит, как римский каменотес. Но при этом — он настоящий художник. В нашем столетии никто с ним не может сравниться. Он принадлежит музеям».
Впоследствии сам Сезанн неоднократно применял мастихин при написании картин.
Ги де Мопассан – современник Курбе, как-то присутствовал при написании им картины и был поражен тем, как быстро и экспрессивно тот работал мастихином.
Сам художник на вопрос о его технике написания картин усмехался: «Попробуйте написать кисточкой без ножа эти утесы, которые время и дожди покрыли ржавыми расщелинами сверху донизу!».
Впоследствии многие из художников создавали картины, используя мастихин – Сезанн, Камиль Писсарро, Серов, Коровин.
Сегодня десятки тысяч художников пишут картины мастихином, благодаря новаторскому приему Гюстава Курбе. Среди них: Л. Афремов, Фэн Тчу Транг (Вьетнам), Даниэль Кастан (Франция), Франсуаза Нилли, Диларом Мамедова (Узбекистан) и т.д.
Леонид Афремов
Фэн Тчу Транг (Phan Thu Trang) Вьетнам
Диларом Мамедова (Узбекистан)
Даниел Кастан
Франсуаза Нилли
В настоящее время существует огромный арсенал мастихинов, которые позволяют создавать разнообразные графические мазки, но чаще всего художники используют мастихин «рыбка».
В видио "Морской грот" (Часть 1) рассмотрим приемы работы мастихином и подготовимся к написанию картины
Рекомендаций при работе мастихином и уходе за ним:
- Мастихином можно работать только со свежей краской на влажной или сухой основе.
- При работе масленые краски не разбавляют, а в акрил добавляют загустители.
- Не стоит трогать мастихином подсохшую краску, т.к. инструмент испортит верхний слой-пленку.
- Не стоит накладывать краску слишком толсто – она может потрескаться.
- После работы мастихин необходимо тщательно протереть.
- Если краска на нем подсохла, ее стоит соскоблить. Необходимо каждый раз чистить мастихин, если он сделан из обычной стали, иначе он быстро покроется ржавчиной.
Подготовимся к написанию мастихином картины «Морской грот»
Материалы :
1. Холст 30*30, 30*40
2. Масленые краски (ограниченная палитра):
- зеленая ФЦ или изумрудная
- голубая ФЦ или ультрамарин
- кадмий розовый
- охра желтая
- индиго
- умбра Ленинградская
- кадмий оранжевый
- кадмий желтый средний
- титановые белила
3. Ветошь
4. Мастихин - рыбка №061
В следующей публикации— мастер-класс «Морской грот» (Часть 2)