Найти тему
Картина для вас

Гюстав Курбе был первым.

Мастихин и мастер-класс «Морской грот» (Часть 1)

Гюстав Курбе (Gustave Courbet) — Скалы Этрета (Falaises d’Étretat).
Гюстав Курбе (Gustave Courbet) — Скалы Этрета (Falaises d’Étretat).

Существует мнение отдельных художников, что как таковой техники живописи мастихином не существует, что мастихин – всего лишь один из инструментов, которым пользуется художник в своей работе.

Не согласна с этой оценкой, есть инструмент – следовательно, есть техника работы с ним.

Мастихином можно сделать подмалевок, обобщить изображение, создать рельефы, придать фактурность изображению. С его помощью легко передать структуру камня, изобразить скалы, волны, кору деревьев. Наиболее эффектно пастозные мазки смотрятся на тонком слое. В отличие от кисти здесь меньше детализации.

Изначально в 19 веке мастихин использовали только, как нож для срезания лишних слоев краски, очистке палитры и для замешивания красок, но в дальнейшем он стал самостоятельным инструментом в руках живописца.

Первым, кто «популяризировал» работу мастихином был французский художник Гюстав Курбе.

Гюстав Курбе (10 июня   1819 , Франция  —  31 декабря   1877, Бельгия) - основоположник французского реализма.
Гюстав Курбе (10 июня 1819 , Франция — 31 декабря 1877, Бельгия) - основоположник французского реализма.

Он первый, кто начал активно писать мастихином, если под рукой не было мастихина, он использовал обычный кухонный нож.

Поль Сезанн, восхищенный необычной техникой Курбе, писал:

«Он кладет краску, как штукатур шлепает алебастром! Настоящий растирщик краски. Он творит, как римский каменотес. Но при этом — он настоящий художник. В нашем столетии никто с ним не может сравниться. Он принадлежит музеям».

Впоследствии сам Сезанн неоднократно применял мастихин при написании картин.

Ги де Мопассан – современник Курбе, как-то присутствовал при написании им картины и был поражен тем, как быстро и экспрессивно тот работал мастихином.

Гюстав Курбе (Gustave Courbet) — Скалы Этрета (Falaises d’Étretat), 1869 (cm 65х81, Private Collection)
Гюстав Курбе (Gustave Courbet) — Скалы Этрета (Falaises d’Étretat), 1869 (cm 65х81, Private Collection)

Сам художник на вопрос о его технике написания картин усмехался: «Попробуйте написать кисточкой без ножа эти утесы, которые время и дожди покрыли ржавыми расщелинами сверху донизу!».

Впоследствии многие из художников создавали картины, используя мастихин – Сезанн, Камиль Писсарро, Серов, Коровин.

Сегодня десятки тысяч художников пишут картины мастихином, благодаря новаторскому приему Гюстава Курбе. Среди них: Л. Афремов, Фэн Тчу Транг (Вьетнам), Даниэль Кастан (Франция), Франсуаза Нилли, Диларом Мамедова (Узбекистан) и т.д.

Леонид Афремов

Фэн Тчу Транг (Phan Thu Trang) Вьетнам

Диларом Мамедова (Узбекистан)

Даниел Кастан

Франсуаза Нилли

В настоящее время существует огромный арсенал мастихинов, которые позволяют создавать разнообразные графические мазки, но чаще всего художники используют мастихин «рыбка».

https://www.etudesite.ru/catalog/mastikhiny/                                                                            Мастихин (итал. – mestichino) – упругая тонкая пластинка из стали или роговая, сделанная в форме ножа, лопатки.
https://www.etudesite.ru/catalog/mastikhiny/ Мастихин (итал. – mestichino) – упругая тонкая пластинка из стали или роговая, сделанная в форме ножа, лопатки.

В видио "Морской грот" (Часть 1) рассмотрим приемы работы мастихином и подготовимся к написанию картины

Рекомендаций при работе мастихином и уходе за ним:

  • Мастихином можно работать только со свежей краской на влажной или сухой основе.
  • При работе масленые краски не разбавляют, а в акрил добавляют загустители.
  • Не стоит трогать мастихином подсохшую краску, т.к. инструмент испортит верхний слой-пленку.
  • Не стоит накладывать краску слишком толсто – она может потрескаться.
  • После работы мастихин необходимо тщательно протереть.
  • Если краска на нем подсохла, ее стоит соскоблить. Необходимо каждый раз чистить мастихин, если он сделан из обычной стали, иначе он быстро покроется ржавчиной.

Подготовимся к написанию мастихином картины «Морской грот»

Агустино "Грот"
Агустино "Грот"

Материалы :

1. Холст 30*30, 30*40

2. Масленые краски (ограниченная палитра):

  • зеленая ФЦ или изумрудная
  • голубая ФЦ или ультрамарин
  • кадмий розовый
  • охра желтая
  • индиго
  • умбра Ленинградская
  • кадмий оранжевый
  • кадмий желтый средний
  • титановые белила

3. Ветошь

4. Мастихин - рыбка №061

В следующей публикации— мастер-класс «Морской грот» (Часть 2)