Периодические мощные наводнения на крупнейшей реке Дальнего Востока Амур - "Чёрного Дракона", приводило исследователей к идее необходимости сооружения комплекса водохранилищ и плотин для регулирования стока могучей реки. В дальнейшем, с развитием судоходства по реке Амур и расширением сотрудничества с Китаем, возникла потребность в создании каналов, которые могли бы сократить путь к Японскому или Жёлтому морям на сотни километров. Но, обо всём по порядку.
Путь к Японскому морю
Как известно, Амур впадает в северную часть Татарского пролива распадаясь на множество рукавов. Учитывая небольшую глубину Амурского лимана, представляющую угрозу для судоходства, а также достаточно позднее его освобождение ото льдов, препятствующих навигации, у инженеров возник проект создания канала Амур-Японское море в месте, где русло реки наиболее близко походит к южной части Татарского пролива.
В 300-х километрах вниз по течению от города Комсомольск-на-Амуре предлагалось прорыть канал протяжённостью 16 километров. Маршрут канала должен был пролегать от села Мариинское в Ульчском районе Хабаровского края и пройти через озёра Большое и Малое Кизи, а далее протянуться к бухте Табо Татарского пролива. Чтобы глубины были достаточными для судоходства, у села Богородское предлагалось возвести водонапорную плотину. В общей сложности, благодаря озёрам, необходимо было прорыть всего 8 километров участка проектируемого канала.
По Амуру во Владивосток
Сложности доставки больших объёмов грузов из Владивостока в Хабаровск и обратно, привело к рождению очередной и заманчивой идеи соединить водным путём крупнейшие города советского, а ныне российского Дальнего Востока.
Проект выглядит сложнее. Предлагалось повернуть Амур возле Хабаровска на юг вдоль хребта Сихотэ-Алинь по реке Уссури, через озеро Ханка и реку Мо (Мельгуновка). Далее, соорудить канал к реке Суйфун (Раздольная) с дальнейшим выходом в Амурский залив (залив Петра Великого) Японского моря. Разумеется, поворот реки и организация судоходства по новому водному маршруту возможно посредством сооружения сети плотин с пропускными шлюзами.
Учитывая дружественные отношения СССР и КНР до начала 1960-х годов, подобные проекты выглядели выгодными и практичными для обеих государств. Более того, китайские специалисты предложили более грандиозный проект по использованию транспортного и энергетического потенциала Амура рассматривая сооружение канала между реками Сунгари и Ляохэ и таким образом получить выход в Жёлтое море из Амура и других впадающих в него рек. В дальнейшем, рассматривалась возможность создание сети каналов соединивших внутренние реки Китая с Амуром, в частности, протянуть канал протяжённостью 80 километров от реки Нэньцзян к верхнему течению Амура возле Благовещенска. В настоящее время реализация подобных проектов не рассматривается, а Китай успешно и самостоятельно развивает собственную речную сеть соединяя реки многочисленными каналами.
Рубрика "Невероятные проекты";
_____________________________