Спрос на «умные ужасы» не могут удовлетворить ни сценаристы, ни режиссёры
Золотой век хоррора канул в небытие. В этом я окончательно убедился, изучая рейтинг НСТ «Самые ожидаемые хорроры 2020 года». Популярный хоррор-телеканал страны порекомендовал посмотреть «Грензель и Греттель» (ссылка на материал «Киноамнезия») с чернокожими охотниками, «Яга. Кошмар тёмного леса» (ссылка на фильм), в котором Баба-Яга напоминает "обнаглевший" бабушкин клубок ниток, «Новые мутанты» (ссылка на материал «Киноамнезия»), ставшие бледной копией «Кошмара на улице Вязов 3. Воины сна». Изучив рейтинг из 17 фильмов, взгляд остановился только на «Бешеной» (ссылка на материал «Киноамнезия»), которая, скорее - социальное кино, чем хоррор. Что мы имеем в сухом остатке? В 2020 году не нашлось фильмов ужасов достойных упоминания. Все рейтинговые ужастики стали бледной тенью "королей хоррора" из 80-х, по которым соскучился современный зритель.
Толерасты убили хоррор
В чем секрет успеха ужастиков, снятых в 1980-х годах? Это были непросто пугающие истории, а фильмы, поднимающие актуальные для общества проблемы. Возьмём, к примеру, «Сияние» (ссылка на фильм) Кубрика. В этой киноленте отражена проблематика домашнего насилия. Нам показано, как мужья становятся тирами, и почему от таких мужчин лучше спасаться бегством.
В «Сиянии» покадрово раскрыта тема одиночества, которое сводит человека с ума. Безысходность красной нитью проходит через весь сюжет фильма. Нагнетают атмосферу пустующие, гигантское холлы отеля «Оверлук». Человек на их фоне кажется мелкой букашкой, которую раздавят в любой момент. Образы, герои, композиции, выстроенные в кадре, делают «Сияние» брильянтом среди вышедших в прокат хорроров.
Или возьмём, к примеру, «Тыквоголового» (ссылка на фильм). Это не просто фильм о монстре из ада, а драма с элементами хоррора. «Тыквоголовый» - наглядный пример того, насколько сводит с ума утрата близкого человека, на какие злодеяния готовы пойти мы ради отмщения. Тыквоголовый живет в каждом из нас. Стоит лишь запустить цепочку событий, чтобы он вырвался наружу.
Мы не просто наблюдаем за пугающими сценами на экране. Наш мозг обрабатывает каждый диалог, каждый сюжетный поворот. Поэтому после финальных титров мы ещё минут 15 сидим молча, анализируя увиденное на экране. Затем кто-то плачет, кто-то пьет валерьянку, а кто-то открывает «Кинопоиск», чтобы оставить своё мнение о «Тыквоголовом».
Раньше режиссёры ужасов не боялись высмеивать толстых, чернокожих, которые погибали первыми, геев, потерю невинности, пубертатный возраст, зависимость женщин от мужчин и т.д. Сегодня все эти темы под запретом. Снимешь, например, ремейк на «Ведьмы» (ссылка на материал «Киноамнезии»), а затем Энн Хэтэуэй вынуждена извиняться перед людьми с инвалидностью за очень длинные и скрученные руки её героини. Мол, это образ такой, мы не хотели вас обидеть.
Поэтому режиссёры и сценаристы снимают фильмы исключительно про приведений, одержимых дьяволом и дома с пугающей историей. Как правило, сюжет в таких кинолентах высосан из пальца. Он никого не обижает, а следовательно, вписывается в правила нового этикета. Довольны все, за исключением зрителя, который отказывается есть этот странный пирог, приготовленный для героини из фильма "Прислуга"(ссылка на шокирующий эпизод из фильма).
Новый этикет хорроров
Мастера фильмов ужасов утверждают, что когда ты пытаешься угодить всем, то хорошего хоррора снять не получиться. Складывается ощущение, что современные режиссёры не слышат своих наставников. В результате мы смотрим проходной фильм ужасов с геями в главной роли, которых убивает чернокожий монстр. Кстати, некоторые в Голливуде уверены, что в ужастиках настало время для героев из ЛГБТ-сообщества (ссылка на материал «Киномнезии»).
Поэтому геи и лесбиянки все чаще появляются в хоррорах. Так, например, гей-пара была замечена среди колонистов в фильме «Чужой. Завет» (ссылка на фильм), любили мужчины друг друга и во вселенной «The Walking Dead » (ссылка на все сезоны сериала), а в игре The Last of Us II главная роль досталась лесбиянкам. Представители ЛГБТ выживают, дают отпор монстрам и создают крепкие семьи. Бойцы XXI века, на которых равняется молодежь.
Страсть к ремейкам - ещё одна причина, которая привела к падению фильмов ужасов. Ремейки снимали порой просто из-за того, что современные детишки не могли пересматривать оригинал в чёрном-белом варианте. Таким образом, например, любители переосмыслений убили уникальный фильм Хичкока «Психо» (ссылка на фильм). В перезапуске от 1998 года я увидел не только нелепую игру актёров, но и некачественно переснятые покадрово эпизоды оригинала.
Ужасным получился и перезапуск «Кошмар на улице Вязов» (ссылка на материал "Киноамнезии"). Ремейк, вышедший в 2010 году, оставил после себя горькое послевкусие. Его не критиковал только ленивый.
Многие подписчики «Киномнезия» ругали Кристен Стюарт за безэмоциональную игру в «Сумерках» (ссылка на материал «Киноамнезии»). Зря вы это делали, мои нетолерантные читатели. На фоне Руни Мары, сыгравшей в ремейке «Кошмаров» Нэнси, игра Стюарт тянет на Оскара.
Я не понимаю, зачем Мара вообще согласилась на эту роль. Переплюнуть Хэзер Лэнгенкэмп (ссылка на материал «Киноамнезии») ей не удалось. Складывалось ощущение, что актриса выходила в магазин за хлебушком, а по дороге сыграла в ремейке «Кошмар на улице вязов». Иначе плоскую игру Мары я объяснить не могу.
Ещё меня бесит, что в современных хоррорах из подростков сделали идиотов: их поступки раздражают, а диалоги утомляют. Это не дети из третьей части «Кошмаров» (ссылка на фильм), которые действую сообща и могут дать отпор самому опасному антагонисту в мире кинематографа. Такое поведение юных героев из ужастиков 80-х лично я объясню тем, что их мозг ещё не разжижен ТикТок, в отличии от современной молодежи.
Что происходит сегодня с мозгами подростков, ярко показано в одном из эпизодов мультсериала «Обратная сторона Земли» (ссылка на материал "Киноамнезии"), который я рекомендую к просмотру.
А что Россия?
На фоне кризиса в хорроре, российские режиссёры могли бы снять по-настоящему пугающую историю и завоевать рынок. Если в СССР удалось снять «Вий» (ссылка на материал «Киноамнезии»), который до сих пор пугает, то при нынешних бюджетах и технологиях и подавно можно создать мега-хит.
Игра «Ведьмак» доказала, что при грамотной подаче, славянская мифология интересна геймерам из различных стран мира. Русские народные сказки дадут фору Сапковскому с его Геральтом из Ривии.
Поэтому мне очень жаль, что наши режиссёры не могут догнать и перегнать поляков, корейцев в выпуске качественных фильмов ужасов и игр в жанре survival horror. Российские кинематографисты продолжают копировать зарубежные киноленты. Поэтому на выходе мы получаем шлак в виде Бабы-Яги, сотканной из красных ниток. А ведь стоит лишь немного повернуть голову с Запада на Восток и всё получится.
Ну а пока этого не произошло, ждём выхода очередной части популярной кинофраншизы «Заклятие» (ссылка на две части кинофраншизы) про демонов и экстрасенсов. Может хоть этому фильму удастся разбавить пресную кашу, которой уже несколько лет подряд нас пытаются накормить режиссёры, работающие в умирающем жанре.
Спасибо, что дочитали до конца. До встречи на "Киноамнезия", где Вас ждёт много всего интересного из мира кино, музыки, литературы, игр и телевидения.
Для чтива:
Американские актёры настаивают на появлении геев в фильмах ужасов: за ними будущее!
The Walking Dead: почему этот сериал я досматриваю на перемотке?
«Золотой век хоррора»: почему ужастики из 80-х "надрали задницу" современным фильмам
Ремейк на «Ведьмы» Роберта Земекиса: афродыра с почерневшими героями
Выжившие: отчаянные героини ужастиков