Найти в Дзене

Развитие инновационных кластеров в России

Россия занимает 47 место из 131 стран по уровню инновационного развития в контексте глобальной кластеризации. 75% национальных инновационных кластеров инициированы только после 2012 года, в этом же году стартовали программы поддержки ИТК со стороны Минэкономразвития и Минпромторга. Об уровне кластеризации в России и мире, эффективности российских ИТК и перспективах развития кластеров в стране.
Оглавление

В настоящее время национальная экономика России ориентирована на инновационное развитие: внедрение инновационных технологий и создание инновационной продукции. Это обусловливает создание и поддержку инновационных кластерных образований, кластерных проектов в масштабах страны.

Инновационные кластеры в мире и в России

Кластер – совокупность разноотраслевых субъектов хозяйствования, объединяющихся в целях достижения высоких рыночных показателей за счет производства конкурентоспособной и/или инновационной продукции и располагающихся на одной территории.

Согласно Global Innovation Index (GII - 2020), Россия находится на 47 месте из 131 стран по уровню инновационного развития в контексте глобальной кластеризации, поднявшись с 2015 года всего на 2 пункта. По сравнению со странами-лидерами, Россия имеет низкие показатели кластерного развития: 95 место в мировом рейтинге, незначительный уровень кластерной концентрации – 0,3 и интегральной оценки по GII – 3,4 из 7 (максимальная рейтинговая оценка) (табл.1).

Таблица 1. Показатели уровня кластеризации в 2018 - 2020 гг.

Источник: Global Innovation Index for 2018 - 2020
Источник: Global Innovation Index for 2018 - 2020

Такое отставание России от мировых стран-лидеров по кластерному развитию возможно объяснить, прежде всего, тем, что более 75% инновационных кластеров инициированы только после 2012 года. Потому в настоящее время они находятся на начальном этапе своего становления и развития.

Начиная с 2012 года, в РФ наблюдается два основных тренда кластерного развития:

  • Минэкономразвития России осуществляет программную поддержку инновационных территориальных кластерных образований (ИТК);
  • Минпромторг России осуществляет собственную программную поддержку промышленных кластеров.

Специфика кластерного развития и формы кластеризации в России определяются вышеназванными направлениями кластерной политики государства.

Рисунок 1. Динамика создания ИТК в РФ

-3

С 2012 года стартовала программа поддержки ИТК со стороны Минэкономразвития России, целью которой явилось укрепление кооперации между предприятиями, научно-образовательными организациями – участниками кластерных образований, а также повышение научно-технического и производственного потенциала наиболее инновационно-активных территорий РФ. Данная программа разрабатывалась с учетом лучших международных практик кластерного развития.

В частности, разработчики опирались на логику следующих зарубежных инициатив:

  • программа поддержки ведущих кластеров Германии SpitzenclusterWettbewerb, основная цель которой – преодоление разрыва между наукой и производством путем оказания поддержки передовым кластерам в наукоемких секторах и регионам их базирования;
  • программа поддержки полюсов конкурентоспособности Франции Pôles de Compétitivité, направленная на развитие синергии и софинансирование совместных исследовательских проектов участников кластеров, а также коммерциализацию их результатов.

Данные программы предполагали проведение конкурсов с целью отбора лучших кластерных проектов, реализация которых субсидировалась в течение 5 лет из государственного бюджета. Например, на территории Германии в настоящее время функционирует 15 кластеров, которые на мировом уровне признаны ведущими, а во Франции 70 кластерных проектов являются высококонкурентоспособными.

В России также проводился конкурсный отбор пилотных ИТК. Из 94 поданных на конкурс заявок было отобрано 25 (в 2015 г. – 27, в 2018 г. – 25, в 2020 г. - 31) кластерных проектов (табл. 2), которые реализуются в настоящее время на территориях с высоким уровнем инновационной активности, в частности, в регионах, признанных особыми экономическими зонами (ОЭЗ), закрытыми территориальными образованиями (ЗАТО), территориями опережающего развития (ТОР), где функционируют наукограды.

ИТК функционируют в таких основных отраслях экономики, как судостроение, биотехнология, медицинская промышленность, информационно-коммуникационные технологии, электроника, нефтехимия, а также создание ядерных и радиационных технологий, аэрокосмических аппаратов.

Таблица 2. Экономическое состояние инновационные территориальных кластеров по состоянию на 2020 г.

-4
-5
-6
Источник: Минэкономразвития России
Источник: Минэкономразвития России

Эффективность российских инновационных кластеров

Анализ произведенных расчетов показывает, что российский ИТК в настоящее время является эффективным, если:

  1. на одного работника приходится не меньше 6,67 млн. руб. в рамках оценки производительности труда в субъектах хозяйствования - участников кластерных образований;
  2. на одного участника кластерного образования приходится не меньше 728 млн. руб. в совокупном объеме налоговых поступлений.

И неэффективным, если:

  1. на одного работника приходится менее 1,65 млн. руб. в рамках оценки производительности труда в субъектах хозяйствования - участников кластерных образований;
  2. на одного участника кластерного образования приходится меньше 323,9 млн. руб. в совокупном объеме налоговых поступлений.

Кроме того, эффективным является такое кластерное образование, где налоговая нагрузка на одного его участника не превышает 1 тыс. руб. на 1 доллар инвестиционных вложений.

Государственная поддержка инновационных кластеров

В конце 2016 года поддержка ИТК в России реализуется за счет запуска приоритетного проекта «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня» со стороны Минэкономразвития РФ. Цель данного проекта – оказать содействие экономическому росту страны, обеспечить ее инновационное развитие, увеличить экспорт высокотехнологической продукции, коммерциализировать инновационные технологии, и, в целом, укрепить национальную конкурентоспособность.

Стоит отметить, что Программа поддержки кластеров-лидеров в России стартовала одновременно с канадской национальной программой Innovation Superclusters («Инновационные суперкластеры»), задача которой состоит в концентрации усилий государства на региональных точках роста, в которых присутствует критическая масса компаний определенных видов деятельности с высоким потенциалом выхода на международную арену. Пять канадских суперкластеров были отобраны для получения поддержки в области коммерциализации технологий, запуска совместных научно-исследовательских проектов и укрепления позиций национальных компаний на развивающихся мировых рынках.

В рамках реализации российского проекта поддержки ИТК в 2016 году на конкурс было отправлено 22 заявки из 21 субъекта РФ, по итогам которого утверждено 11 инновационных территориальных кластера. В 2017 году – 12 ИТК. Значительного сокращения количества кластеров не произошло, большинство из ИТК были объединены в консорциумы (табл. 3).

Все ИТК были отнесены к двум типам:

  • территориальное объединение научных и образовательных учреждений, основанное на мировой практике создания научно-образовательных центров с целью реализации научно-исследовательского потенциала;
  • территориальное объединение крупных бизнес-компаний, занимающихся разработкой и реализацией высокотехнологической продукции.

Таблица 3. Инновационные кластеры-лидеры мирового уровня в РФ по состоянию на 2019 г.

-8
Источник: Минэкономразвития России
Источник: Минэкономразвития России

В ноябре 2018 года, согласно Указа Президента РФ № 672, был дан старт созданию инновационного кластера на территории г. Москвы. Уже в 2020 году, по данным Global Innovation Index, Московский инновационный кластер (МИК) получил 32 место в международном рейтинге лучших инновационных кластерных образований мира, поднявшись с 2017 года на 25 пунктов. Большинство участников МИК являются малыми и средними инновационными предприятиями из Москвы и других субъектов РФ. Общее количество участников превышает сегодня 17 тыс., где 11 525 – инновационные предприятия Москвы, 5 688 – из других областей РФ.

Создание МИК ориентирована на формирование единой системы управления инновационной структурой города, его кадровым и производственным потенциалом, а также обеспечение условий для разработки, реализации и экспортирования высокотехнологической продукции.

С 2015 года параллельно реализуется программа поддержки промышленных кластеров со стороны Минпромторга России, ориентированная на импортозамещение за счет создания цепочки добавленной стоимости в данных кластерах. Приоритетными стали те промышленные кластеры, которые осуществляют деятельность в следующих отраслях:

  • авиастроение,
  • лесоводство,
  • пищевая промышленность,
  • микроэлектроника и приборостроение,
  • оптика и фотоника,
  • нефтехимия,
  • фармацевтическая и медицинская промышленность,
  • автомобилестроение.

Характеристика кластерного развития в России

На начало 2020 года в России образовано 44 промышленных кластеров, тогда как в 2016 их насчитывалось 26, в 2017-2018 гг. – по 25 кластеров-лидеров соответственно. В настоящее время данные кластеры имеют разный уровень организационного развития: только 3 промышленных кластера соответствуют высокому уровню, 10 – среднему, а 31 – находятся на стадии начального развития.

Из 44 промышленных кластеров самое большое количество (14) сосредоточено в Поволжье (ПФО), 12 кластеров – в ЦФО, 8 – в СЗФО (рис.2).

Рис. 2. Географическое расположение промышленных кластеров по состоянию на начало 2020 г.

Источник: Минпромторг России
Источник: Минпромторг России

Исходя из представленных данных, следует, что самое большое число промышленных кластеров сосредоточено в Европейской части России, где наблюдается наибольшая инновационная активность: Приволжский, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Соответственно, наименее развитыми с точки зрения кластерного образования сегодня являются Дальневосточный, Южный и Северо-Кавказский федеральные округа.

Регионами-лидерами по количеству промышленных кластеров являются Ульяновская и Челябинская области, г. Санкт-Петербург и Республика Татарстан, которые имеют по 3 кластера в каждом регионе; а также Омская, Калужская, Пензенская и Воронежская области, имеющие по 2 кластерных образования.

Все промышленные кластеры относятся к государственной форме собственности и развиваются на принципах Greenfield. Данный способ предполагает строительство инновационного парка «под ключ» на большой свободной территории со значительными инвестиционными вливаниями. Однако за счет проектирования современной инфраструктуры и новых коммуникаций реализуется возможность существенного роста производственных мощностей с меньшими издержками.

В целом, с 2012-2019 гг. в России разработаны законодательные основы поддержки развития 119 кластеров из 52 субъектов РФ. Из общего количества кластерных образований 31 являются инновационными (ИТК) и 44 – промышленными, функционирующие в основных отраслях экономики РФ. Субсидирование кластерных проектов со стороны государства составило более 6,5 млрд. руб., обеспечив рост кооперационных связей между субъектами кластерного развития в сумме, превышающей 2 млрд. руб., и высокопроизводительных рабочих мест, превышающих 1 тыс.

Анализ динамики основных показателей кластеризации в России в период 2015-2019 гг. показывает наличие положительного вектора развития ее основных функциональных индикаторов (табл. 4). Можно отметить возрастание внутреннего мотивационного фактора участников кластерных образований вне зависимости от субсидирования со стороны государства, о чем свидетельствует преобладание среднегодового темпа роста внутренних инвестиций (26,4%) над темпом роста внешних инвестиций (всего 6%).

Также следует отметить положительную динамику обеспечения населения высокопроизводительными рабочими местами, которую можно интерпретировать в качестве инвестиционного эффекта, где средний темп роста составляет 10,9%.

Таблица 4. Динамика основных показателей кластерного развития в России в 2015–2019 гг.

Источник: Российская кластерная обсерватория
Источник: Российская кластерная обсерватория

За период 2015-2019 гг. бюджет хозяйствующих субъектов, функционирующих в условиях кластерных образований, на НИОКР увеличился в 1,5 раза, а среднегодовой темп роста – на 8%. Такие показатели говорят об осознанном отношении предприятий кластера к важности и необходимости разработки и внедрения инноваций, непосредственно оказывающих влияние на конкурентоспособность кластерного образования.

Более 72% бюджетных средств со стороны государства направлено на формирование инфраструктуры, стимулирующей образовательный и инновационный потенциал кластеров. Это связано, в первую очередь, с необходимостью укрепления методологии «тройная спираль» и уже имеющимися положительными практиками кластерного развития.

Государственное финансирование кооперации кластерных образований в целях реализации проектов возможно, если число участников превышает 2 единицы. Однако финансирование кооперационных связей в кластерном развитии за рассматриваемый период незначительное (11,8%). Производственная кооперация кластеров России в настоящее время развита на низком уровне – только в 3,1 % случаев отмечается рост данного показателя, научно-исследовательские кооперационные связи чуть выше – 6,6%.

Методология Глобальной кластерной обсерватории в РФ определила наименьший порог эффективности кооперационных процессов – 28%. В большинстве стран-лидеров по кластерному развитию данный показатель имеет значения от 30% до 60%.

Выводы

В целом, следует заключить, что в настоящее время относительно высокий темп кластерного развития в России связан, с одной стороны, с наличием совокупности MAR-эффектов[1] от деятельности кластерного образования, что мотивирует участников кластеров к их развитию, с другой – с государственной законодательной и финансовой поддержкой кластерных проектов и кластеризации в целом.

[1] MAR-эффект (Маршаллианский эффект - первые буквы фамилий ученых Marshall, Arrow, Romer) – перечень внешних экономий, выражающийся, в том числе, в усилении кооперационных связей между участниками кластерного образования, появлении экономической и финансовой эффективности от процесса кластеризации.

Тем не менее, существующее стимулирование кластеризации со стороны государства в части развития кооперационных связей сегодня является недостаточным. В связи с этим на данный момент невозможно обеспечить интенсификацию инновационного и экономического развития страны, обусловливая пробелы в достижении программных стратегических задач.

Начиная с 2019 года, согласно Постановлению Правительства РФ от 28 января 2016 г. № 41, в РФ осуществляется переход на новую кластерную политику, где основной акцент делается на межкластерном взаимодействии и развитии совместных проектов промышленных кластеров со стороны Минпромторга России. Параллельно Минэкономразвития России, по сути, завершило программную поддержку инновационных территориальных кластеров.

Читайте статью на сайте Группы: Развитие инновационных кластеров в России