Сегодня в школах наплыв детей гиперактивных, неусидчивых. Кто-то из них наблюдается у невропатолога, кто-то - нет. Однако все они нарушают спокойствие класса и, в большей или меньшей степени, мешают учителю вести урок.
В этой статье я расскажу о сенсорной диете, которая помогает таким детям сосредоточиться на занятиях.
Как работает мозг?
Замечали ли вы, что когда читаете интересную книгу в людном месте, то полностью погружаетесь в процесс и совершенно не слышите никаких звуков и не видите того, что происходит вокруг?
Это - способность нашего мозга отсекать лишнее, чтобы сконцентрироваться на важном.
Если бы мозг анализировал все звуки, вы бы не смогли сосредоточиться на чтении.
Думаю, вам знакомо и противоположное состояние, когда всё валится из рук и вы не можете ни на чём сосредоточиться. Что вы делаете, если всё же нужно работать? Как-то стимулируете себя. Кому-то помогает чашка кофе или кусочек шоколада, кому-то - пробежка или спортивные упражнения, кто-то медитирует или молится.
Без дополнительного стимулирования мозг не имеет возможности сосредоточиться на том, что нужно сделать.
Мозг ребёнка работает так же. Чтобы сконцентрироваться на учёбе, ему нужно сосредоточиться.
Конечно, можно поделить детей на три группы. Первые - нормотипичные, у которых всё в порядке. Они могут сосредоточиться на деле и им не требуется дополнительных манипуляций для этого. Такие дети - идеальные ученики. Они слышат учителя и сразу выполняют задания. Они могут длительно работать. И в рамках этой статьи о них мы говорить не будем.
Нас больше интересуют два других типа.
Гипервозбудимый
Мозг такого ребёнка не справляется с внешними раздражителями. Ребёнок не может сосредоточиться, потому что его отвлекает тысяча мелочей: пение птиц на улице, скрип ручки у соседа, шаги по коридору, и ещё миллион всего. Он просто не может это отфильтровать и в результате ребёнок физически не может сосредоточиться на учёбе.
Такой ученик постоянно оглядывается, отвлекается, теряет нить рассуждений и не следит за ходом урока. Он нервный, на замечания может реагировать неадекватно бурно. Может расплакаться или накричать в ответ. Такие дети имеют обычно быстро истощаемую нервную систему и склонны к депрессивным и паническим состояниям. Впадая в панику, могут набедокурить и искренне жалеть потом об этом.
Гиповозбудимый
Мозг такого ребёнка "вялый". Ему не хватает энергии, чтобы включиться в процесс. И тут возможны два варианта:
- Ребёнок сидит апатично, смотрит в окно и совершенно выключен из урока. Но он никого не отвлекает.
- Ребёнок вертится и крутится, вскакивает, ведёт себя чрезмерно активно. Он просто старается расшевелить свой "ленивый" мозг, чтобы включиться в учёбу. Если его заставить сидеть смирно, то вся его энергия уйдёт на контроль своего тела. Будьте уверены, что из урока в этом случае он вынесет ровно 0,0% знаний.
Сенсорная диета
Сенсорная диета - это комплекс мероприятий, помогающий ребёнку регулировать степень нервного возбуждения.
Если возбуждение избыточно - проводят успокаивающую стимуляцию, а если недостаточно - возбуждающую. В начальной школе за сенсорной диетой следят родители и учителя. В средней школе ребёнок привыкает и может сам себя контролировать. Важно, чтобы помощь была постоянной и направленной. если проводить мероприятия лишь время от времени - пользы не будет.
Сенсорная диета помогает ученику чувствовать себя уверенно, спокойно и быть достаточно организованным.
Кто разрабатывает сенсорную диету?
Родители должны обратиться к детскому психотерапевту. Именно этот специалист разрабатывает сенсорную диету для конкретного ребёнка.
К сожалению, в наших реалиях родители редко обращаются к психотерапевту, они боятся или не находят времени.
Что делать в этом случае? Доверительно разговаривать с родителями и наблюдать.
Дети склонны к саморегуляции. Нужно заметить что и когда делает ребёнок. Очень хорошо, если в этом помогут родители ребёнка, так как они больше его наблюдали до школы и могут рассказать, что именно успокаивает его.
Что могут использовать дети для включения в учёбу?
Успокаивающие действия:
- глубокое размеренное дыхание;
- медленное покачивание;
- жевание (жвачка);
- сосание (леденцы);
- объятия;
- сдавливание суставов;
- подушка на стул с фасолью;
- утяжелённый жилет;
- медленная музыка.
Стимулирующие действия:
- растирание ладоней;
- щекотка;
- прыжки через скакалку;
- балансирование на мяче;
- бросание мяча;
- громкая музыка;
- яркое освещение;
- холодная вода.
Какие вопросы нужно задать родителям?
- Какие виды стимуляции использует ребёнок?
- Что его возбуждает?
- Что расслабляет?
- Что помогает сосредоточиться?
- Что помогает ребёнку удерживать внимание?
- Что отвлекает?
- Чего следует избегать?
Вы также можете во время уроков наблюдать за ребёнком и отмечать его реакцию на звуки, прикосновения и команды.
Задача - собрать полное представление о сенсорных предпочтениях ребёнка.
Как работает сенсорная диета?
Как только вы определили сенсорные предпочтения ребёнка, сможете построить учебную деятельность вокруг этих предпочтений. Но этого мало. Нужно попросить родителей выполнять простые действия, которые входят в сенсорную диету, дома.
Основная задача: составить график занятий ребёнка, с помощью которых он мог бы регулировать степень своей работоспособности.
Пример сенсорной диеты (очень-очень усреднённый)
До школы:
- При пробуждении: "обнимашки" с мамой, лёгкая компрессия суставов.
- Прыжки на батуте, через скакалку или бег во дворе, игра с мячом.
- Завтрак.
- Жевательная резинка и МР3-плеер с любимой музыкой по дороге в школу.
В школе:
- В начале каждого урока - групповая трёхминутная зарядка на тренировку грубой моторики.
- На перемене - прыжки на мяче, прыжки со скакалкой.
- В средине урока, если есть потребность - пройтись по классу, чтобы вымыть руки.
- После третьего урока - десятиминутная двигательная активность, желательно на улице: бег, прыжки.
- Во время 4 урока и позже - привлекать к помощи: просить разнести по партам раздаточный материал, подточить карандаши и прочее. Иногда помогает жилет с утяжелителями (но это согласуется с педиатром и организуется родителями).
- Также можно попросить родителей сделать тонкую подушку на стул с фасолью, гречкой.
- В некоторых случаях хорошо помогает жевательная резинка.
После школы:
- активная физическая деятельность, прыжки на батуте, игра в футбол, борьба, занятия спортом.
Перед сном:
- суставная гимнастика.
Сон под тяжёлым одеялом.
Вот и всё, что я хотела рассказать про сенсорную диету. Тема эта, конечно, очень интересная и только на первый взгляд кажется странной.
Думаю, что это очень перспективное направление. Вот представьте, что из пяти "странных" детей в классе одному можно разрешить жевать жвачку, второму - периодически мыть руки, третьему пожимать плечо изредка, четвёртого просто ободрять, пятому положить на стул подушку с фасолью или поставить под ноги полусферу. И - красота!
Так, конечно, не бывает... но с кем-то это работает и работает хорошо...