Как не отгораживайся светские виды творчества в особую касту, от религии никуда не спрятаться. Религия – мать всего накопленного веками европейского искусства, из ее чрева вышли практически все творческие направления искусства и культуры.
Без христианства и православия не было бы русского искусства, как и самой Руси-России. Разноголосица религиозных пристрастий современных русских людей свидетельствует о душевной бедности и духовном сиротстве не помнящих родства Иванов, впадающих в заблуждение относительно своего происхождения.
«Вначале все условия и традиции кажутся нам бессмысленными. Потом условность за условностью, традиция за традицией наполняются смыслом, оживают под рукой. Сначала нам кажется, что все они кое-как приметаны к жизни, потом убеждаемся, что у них есть корни. Мы думаем, что снимать шляпу перед женщиной — утомительное правило; с годами узнаем, что это — чистое рыцарство». (Г.Честертон)
Интересное путешествие к истокам традиционных видов творчества непременно приведет к религиозным началам. Во все времена у всех народов самое красивое искусство служило прославлению Бога-Творца. Поэзия, живопись, музыка, архитектура, прикладное искусство родились в храмах и для храмов, где люди славят Творца, воздавая Ему благодарность за дарованную возможность посетить земную жизнь и восхититься красотой и величием Божьего мира. История нашей страны, лицом которой являются храмы, наглядное тому свидетельство.
Возьмем любой русский храм первых веков христианства на Руси. Появились храмы, возникла необходимость в архитекторах и заработало творческое воображение народа. Религиозный дух слагавшейся нации постепенно народил ваятелей, не перестающих изумлять взоры величавостью и совершенством храмовой архитектуры соборов Киева, Москвы, Владимира, Суздаля. И в современную эпоху немало архитектурных красот явили на свет создатели храмов.
В начале 90-х годов прошлого века, когда началось возрождение церкви, думалось, откуда же возьмутся мастера для резьбы из дерева иконостасов? Это было заблуждением. Мастеров сразу объявилось множество. За двадцатый век много мастеров декоративно-прикладного искусства выучились самостоятельно, народ у нас талантливый и творческий, не может не творить. Потому и существует народное творчество, показывающее, что голь на выдумку хитра.
В древнерусские времена наши предки начинали обживать новые места со строительства храма, потом изощрялись в создании ансамблей дворцов да теремов. Русь приняла веру и храмовую архитектуру из Греции и придала ей характерные национальные формы, которые теперь зовутся древнерусским стилем. Архитекторы дышат вдохновением из панорам культовых сооружений, мастера прикладного искусства поражают резными иконостасами, расшитыми золотом и камнями ритуальными вещами. Нам есть чему учиться и что продолжать.
Живопись в настоящих формах и красках вышла в люди из храма. Возникла необходимость писать иконы, расписывать храмы - и появились художники, разные способы росписи и получения красок.
Для сопровождения богослужений песнопениями появилась необходимость записать музыку. Считается, что записывать музыку при помощи знаков придумал итальянский монах Гвидо из Ареццо, хотя до него в Европе существовали системы значков под текстами псалмов для повышения-понижения тона, а на Руси была своя система крюков. Но система Гвидо оказалась самой удобной и лёгкой для записи музыки и несла изначально глубокий смысл.
Do – Dominus – Господь.
Re – rerum – материя.
Mi – miraculum – чудо .
Fa – familias рlanetarium – семья планет.
Sol – solis – Солнце.
La – lactea via – Млечный путь.
Si – siderae – небеса.
В переводе с латинского: "Господи, чтобы слуги твои голосами своими могли воспеть чудные деяния Твои, очисти вину с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн"
Созданные предыдущими веками христианства художественные и культурные традиции подхватывали последующие поколения умельцев-мастеров, раздвигая их границы новыми творческими течениями. Наша эпоха вносит в художественное русло традиционного искусства свои мотивы.
Так и мне захотелось принести соломку в православный храм, приподняв её на более достойный уровень. Что из этого получилось, судить другим. Одним священникам иконы из соломки представляются лишними, как нетрадиционные по исполнению, другим близки и понятны. А меня Господь посетил задумкой выполнить соломкой плащаницы Христа и Богородицы. Такого никогда не было, теперь есть в единичном экземпляре. Повторения не предвидятся, нет желающих учиться и делать такую необычную, кропотливую и трудоёмкую работу.
Хотелось, чтобы вековые традиции были и жили в искусстве, но к огромному сожалению, в последнее время традиции утрачиваются, где-то намеренно, как в театре балета и драмы.
Традиции отличают один народ от другого, являясь лицом народа и страны. По народному творчеству тоже заметно, насколько теперь мельчает индивидуальность, заменяясь штампом. По традициям больше живет провинция, имеющая своё мировоззрение. Традиционные ремесла народного творчества живут в провинциях. Хохлома, гжель, жостовская роспись, вологодское кружево, дымковская глиняная игрушка, палех, федоскино, мстёра – всё это традиция и провинция.
Театр – дело видное всем, а народное творчество мало кто видит, оно идет своей тихой, спокойной и незаметной дорогой, отчего может казаться, будто его нет совсем. Народных мастеров не знает никто, но они есть в нашей стране. Именно народное творчество, рожденное в провинции, бурлит в истоках почти всех известных направлений искусства, за что глубокая благодарность мастерам из народа, живущим на собственном энтузиазме и посылаемых Премудростью Божией подсказках, открытиях, вдохновениях и силах на творческие занятия.
«Премудрость – художница всего» ( Книга премудрости 7.21)
Выполненные соломкой иконы показывают какими возможностями обладает этот прекрасный материал.