Найти тему
Пианистка

Божественное наследие И.С. Баха

У творческого наследия Иоганна Себастьяна Баха (1685-1750), немецкого композитора эпохи барокко, оказался сложный и довольно долгий путь на пути к всеобщему признанию. При жизни его музыка не казалась кому-то какой-то особенной, может потому, что он был обычным кантором в городской протестанской церкви. Но у Баха при жизни безусловно была слава первоклассного виртуоза на органе и клавесине.

О музыке И.С. Баха по-настоящему вспомнили спустя почти 100 лет после его смерти. В 20-е годы 19 века Феликс Мендельсон-Бартольди (немецкий композитор-романтик) нашел ноты Баха в буквальном смысле где-то на чердаке какого-то дома. Это было великое и окончательное открытие музыкального наследия Иоганна Себастьяна, правда, только для Западной Европы. В России к Баху не проявляли интерес или вообще не знали о нем вплоть до начала 20 века.

И так мы видим, что к музыке Баха человечество подходило осторожно, не спеша. И это не случайно. В ней есть нечто божественное и недосягаемое, что смог воплотить в своем творчестве только И.С. Бах и это раскрывается далеко не сразу.

"Бах почти заставляет меня поверить в Бога"- сказал однажды Роджер Фрай, известнейший английский художник-постимпрессионист.

Не секрет, что музыка Баха имеет религиозный характер. Однако, он писал как полностью духовные произведения (кантаты, страсти, мессы), так и светскую музыку. Показательно то, что Бах спокойно переносит свои мелодии из духовной музыки в светскую, и наоборот.

Самый показательный пример проявления этого чудесного божественного свойства его музыки-это Страсти по Матфею (другими словами-Страдания Христа, описанные Евангелистом Матфеем). У этой монументальной оратории, длившейся несколько часов и исполнявшейся только на Страстную Пятницу, была единственная и главная цель: напомнить людям о тех Страданиях, через которые прошел Иисус. Благодаря музыке, люди еще раз эмоционально переживали те вещи, которые происходили с их Спасителем. Здесь диалоги между дочерьми Сиона (верующими) и их Отцом невероятно чисты, невинны и чутки. Кажется, что только маленький ребенок может так любить Бога, но нет, именно таким своим неземным чувством поделился с нами Иоганн Себастьян Бах в своей музыке.

Простота, искренность и глубина человеческих эмоций, чистая детская любовь к Богу-этими качествами музыка И.С. Баха заставляет людей обращаться к Богу и по сей день.

В. Бугро "Пьета" 1876 г.
В. Бугро "Пьета" 1876 г.