Предупреждения от Автора:
1. Автор не является специалистом по Армении (или вообще по Кавказу).
2. Все написанное далее является домыслами Автора. Было или не было, точно сказать невозможно. Но Автору кажется, что было.
Итак, обстоятельства все настойчивее требуют урегулирования армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. В эти обстоятельства включены и ненавязчивые, но все более частые «пожелания» Старшего Брата, «решить вопрос». У него свои интересы и свои виды на будущее региона, и в эти виды совершенно не вписываются отжившие себя раздоры. Как бы не рассердить Его!
Есть понимание, что движение в этом направлении требует жертв. Личных жертв. Позор, изгнание и даже смерть ожидает того, кто пойдет на мирное соглашение даже на вполне благоприятных для Армении условиях. Принести себя в жертву во имя интересов Родины? Век прометеев давно ушел. А ушел ли? Может где-то еще можно найти наивного деятеля, который не наш? Которого не жалко! Халифа на час. Мавра, в конце концов! Который как известно, может уйти. Потом, сделав дело, конечно!
И действительно, кто ищет, тот находит. Знающие людишки подсказали: Есть такой. Всем пригож. Не очень высокий, но и не карлик. Среднего размера плечи и талия. Не то что глупый, но и не светоч ума! В меру горласт и языкаст. Недоволен жизнью и своим местом в ней. Хочет счастья народу. Ну и себе немного. В военном деле ни бум-бум. Автомат от пистолета может и отличит, но не более того! Главное, не наш! Соросоид какой-то. Если что, не жалко!
Мы, мой дорогой друг, не знаем, произошло ли искушение, а если произошло, то как? И кто воплощал в себе Искусителя. На что давили? Может быть на простые человеческие слабости, на гордыню, к примеру, на честолюбие или на тщеславие. На патриотизм, в конце концов. В мессианское предназначение. Страну де пожирает коррупция, нужен герой, который спасет народ от… На то, что в этой жизни все возможно, стучите де, да отворятся вам… Во общем, не знаю КАК. Был ли откровенный разговор, или сыграли втемную? Но что-то БЫЛО. И обулся наш герой в скромненькие крассовочки, одел невзрачненькую одежонку, надел на себя рюкзачок (чуть было не сказал – «взял в руки посох»), и пошел в народ.
Походил он немного. Народ (неравнодушная его часть) сразу потянулся к нему. Пути дороги привели его в стольный город Ереван, на большую площадь перед парламентом.
Народ немного побузил и тогдашний президент (или уже Премьер? Право, не помню.), изобразив страшный испуг, приниженно стал просит у него прощения, при всем честном народе (по телевизору). Заявил, что он де, был не прав, а вот Никол Воваевич, уважаемый, прав, прав и еще раз прав! А раз так, раз он таки прав, то пусть и правит! И стал наш друг Премьером, судить, рядить и всячески править любимым Отечеством. И тут оказалось, что наш герой действительно хочет побороть коррупцию, действительно хочет навести порядок в стране и в армии, и, главное, понимает необходимость мирного решения карабахской проблемы. Во общем, оказался действительно человеком во общем-то порядочным. Оправдывает, однако, надежды избравшего его народа! Своего предшественника на этом посту он особенно притеснять не стал. Видимо, тот, все таки, получил некоторые гарантии. Как то, не трогать его, его семью, нажитое непосильным трудом… Сущую мелочь!
Другого своего предшественника немного посадил. Тот для вида посопротивлялся, а на самом деле расчет (фантазии Автора) был не хитрый: пересидеть тяжелые времена в комфортной тюремной камере, навести на свои несколько увядшие чары некий отблеск мученичества, а потом… А потом, возмущенный изменой, предательством и сдачей многих пядей родной земли народ, сам вынесет его на руках и, ох вернется, как вернется былое…
Тем временем, наш Воваевич дошел в своих думах и до искомого, а именно, как решить вопрос с Карабахом и с территориями. И даже было взялся. И тут! То ли сам почуял запах смерти, то ли жена учуяла (а ведь, как сказал наш дорогой, наш джигяр, увы, ныне покойный Армен Джигарханян, в одном известном фильме, «…баба, она сердцем чует!»), то ли добрые люди подсказали. Одним словом, понял он, какую судьбину ему уготовила судьба индейка.
Да, он патриот, он желает добра своему Отечеству, своему народу. Да, он хочет мирного решения карабахского вопроса. Для народа и ради народа! Даже рискуя жизнью. Но не ценой позорного посмертия. Чтобы этот же народ потом сделал с ним тоже, что сделали с Каддафи? Чтобы его истоптанное тело выставили на посмеяние и поругание? А семья, жена, деты? Что он им оставит после себя? И ведь правда! Правильно мыслил наш герой! Уже сегодня в Армении конкретно говорят и пишут, что надо расправиться с этой «семейкой предателей»! Расправиться не просто с «предателем», а с «семейкой»!!! Ох, не откажешь этим людям в уме! Они то понимают, что если жена останется в живых, то через некоторое время, когда пыл осядет, она может заговорить Жена, она ведь все время под боком. Что-то она сама видит, что-то ей рассказали (он же и рассказал в минуту горьких дум), о чем-то догадалась, глядя в уставшие глаза мужа… Поэтому, надо говорить о «семейке». Как говорится, «и дождь смоет все следы». Во общем, полагаю, было горестное осмысление пошлых реалий жизни, были долгие мрачные размышления и принято решение. Нет, не будет он игрушкой в игре этих подлецов, не возьмёт он на себя ответственность за все, что натворили, развалили и наворовали эти «герои карабахской войны»! Стать жертвой массовой истерии подстрекаемого и одураченного народа? Извольте, нет! Ваш герой господин Кочарян? Очень хорошо! Мы его освобождаем из заключения. Пусть поживет у себя дома. Ни пяди «родной» земли?! (Даже если она и не родная?). Очень хорошо! Мой ответ: «Карабах это Армения и точка»! Вы хотите столицу Арцаха перенести в Шуши? Вот видите, я от радости выпил немного и танцую в Шуши! Я буду самым большим патриотом Большой Армении, я за тотальный миацум!!!
Сделав и сказав вышесказанное он стал ждать. Правда, больше сказав, чем сделав, но в Армении важно СЛОВО, важно сказать, а еще важнее З А Я В И Т Ь(!). Все постоянно что-то заявляют, типа того, что «Мы не согласны с тем , что вы не согласны с нашим несогласием» и прочие столь же глубокомысленны суждения. Наш же герой, помимо делания заявлений, не переставал при этом изобличать коррупционеров, которые обворовали всю страну, которые даже объедали солдат ( забота об армии!). Постоянно и не без успехов актуализируя тему коррупции, наш герой стал ждать, что будет дальше. Конечно, при этом он решал большие и маленькие премьерские вопросы, пытался навести хоть какой-то порядок в стране, но по большим «экзенцистиальным» (его любимое словцо из народного армянского просторечия) вопросам ему и не оставалось ничего другого, как ждать, ибо он не властен над жерновами Судьбы…
Ну и дождался. Началась война. Которую армяне назвали агрессией, а азербайджанцы освободительной, Отечественной. Мы, мой дорогой читатель не будем отнимать хлеб у многочисленных военкоров и прочих жизнеописателей войны, и не будем рассказывать о трагических и героических событиях этой эпохальной битвы, которая хоть и велась между двумя небольшими странами, но своей «новизной» произвела огромно впечатление как на нас, обывателей, так и на крутых специалистов в области тактики и стратегии, всякого и всяческого военного искусства (научного человекоубийства). Мы на все это смотрим глазами нашего героя.
Итак, война! Какие стратегические задачи стояли перед нашим дорогим Воваевичем в этот переломный (!) момент армянский истории? Ведь именно ради этого часа, ради этих дней он был приведен к власти! Наш герой любит говорит о временах Древнего Рима, когда Великая Армения…. Во общем, не помню, что было с Великой Арменией во времена Древнего ( и не менее великого) Рима. Но помню крылатое римское «Или со щитом, или на щите». Если перевести на армянский, то это примерно звучит так: «Или вернусь с победой – «с щитом», или погибну – «на щите».
Конечно, более чем два десятилетия пафосного самовозвеличивания, убежденности, что «если захотим, то дойдем до Баку», что азербайджанцы, они не воины («Что такое Азербайджан?»), и тому подобный бред, не оставляли никаких шансов на то, чтобы с этой войны вернуться «с щитом».
Итак, если не с щитом, то как? Во первых, ему было очевидно, что эту войну он не выиграет, будь он хоть трижды хоть Кутузовым, хоть Клаузевицем. Тогда, что остается? Что надо делать?
Во первых не отрываться от масс. Массы не готовы слышать слова правды? Тогда и не говори им правду, пока они не будут готовы. Одним словом, будь как все. Говори о победоносной войне, о беспримерном подвиге армянского солдата. Тем более, тут ничего и придумывать не надо. Героизма было очень много. Эти 18 и 19-летные молодые солдаты столько выдержали, столько выстояли в неравных боях, что хоть сто романов напиши, все равно все не опишешь. Тем более, что им противостояли не какие то мифические наркоманы - «наемники с Ближнего Востока», а жаждущие смыть позор прошлых поражений, полные решимости даже ценой собственной жизни победить, такие же молодые солдаты.
Да, надо быть с народом, поддерживать патриотический порыв и оптимизм насчёт скорой победы. Вместе с тем, надо сделать все возможное и невозможное, чтобы тех, «на щите», было как можно меньше. Ведь у него самого сын в армии. Он с женой, скрывая друг от друга съедающую их тревогу, подбадривая друг друга, в тайне друг от друга по сто раз в день молились за него. Он ведь еще такой молодой…
Да, в итоге, «на щите» все равно получилось много, ох много! Он понимал, что могло бы быть и больше, страшно много больше. В том, что этого «страшно много большего» не случилось, есть и его заслуга. Но, это утешение его душа не принимала. Оно казалось ему постыдным.
Ведь, то что он многих спас, то просто выполнил свой долг. А то, что он допустил столько жертв, то это его вина, будь он хоть сто крат невиновный. Да, действительно тяжела порою шапка Мономаха и страшным, кровавым светом исходят ее каменья. Может всего этого, этих мыслей и чувств и не было, может это все сюсю-мюсю Автора, но что-то, читатель, подсказывает мне, что все таки, что-то из этого имело место быть…
Вернёмся, однако, к злобе дня. Итак текущая задача поставлена и по мере сил решается.Решаются и другие текущие задачи. Но, именно, что т е к у щ и е. А ведь война подходит к концу. С вполне предсказуемыми (закономерными) итогами. Если ее срочно не остановить, последствия будут еще более страшно предсказуемыми. Мирный договор – Акт капитуляции подписать не возможно. Он будет распят тут же. И этот самый договор или акт прибьют ему на лоб ржавым гвоздем. А это означает не только его личную смерть. Насильственный уход руководителя страны во время войны! Что будет потом, в какую пучину хаоса будет ввергнута страна, страшно даже представить себе. Войну надо закончить, причём срочно, а о мире договариваться нельзя, не возможно!
Итак (опять): Мир подписать невозможно выиграть войну. Где же тут поставить запятую?
И так плохо, и так плохо! Если подпишешь, то разгневанный народ тебя может повесит. Если не подпишешь, то этот же народ после неизбежного поражения, опять же повесит тебя, предварительно повесив на тебя не только доску с надписью «предатель», но доску с надписью «предатель, проигравший войну». Да еще напишут с ошибками… Обидно же…
Но что, если мы поступим чисто по армянски – мудро? Некоторые скажут – хитро. Мы, однако, так не скажем. Ибо, хитрость заключает в себе своекорыстие, что само по себе греховно, а мудрость во имя блага всего сущего…. Итак, мудрость завещанная отцами, заключается в том, чтобы в этом предложении «Мир подписать невозможно выиграть войну» не надо искать, где ставить запятую, а надо объяснить, что здесь, собственно говоря, и не надо нигде ставить запятую. Правила армянской грамматики совершенно этого не требуют. Вот спросите у самого Католикоса, он подтвердит! Поэтому, мы не будем подписывать никаких договоров, тем более актов каких то там. Мы сделаем совместное заявление. Это же просто заявление. И добавим, что враг хотел полностью захватить и оккупировать Карабах, устроит там геноцид, а мы де не допустили этого! Скажем, что агрессор не добился своей главной цели! И в этом есть элемент нашей победы… И добавим, или поручим другим добавить словами, что война не окончена, как бы дадим понять, что это что-то типа временного перемирия, что мы вот наведём в стране порядок, укрепим армию, и вот тогда подумаем еще раз о грамматических особенностях армянского правописания. Это будет потом. Потом посмотрим, что можно будет еще сделать для Карабаха. Потом, все потом, а сегодня, - передышка. Уфффф…
Ишь, размечтался! Какая тебе передышка?! Начинается третий этап операции «Мавр». Если читатель помнить, первый этап – привод Мавра к власти, второй - Мавр должен «сделать дело», ну а третий, - Мавр должен уйти. Конец – делу венец! И началось. Митинги, захват парламента., толпа, среди которой наверняка были специальные люди, которые должны были «уйти Мавра», врывается в его кабинет, не находя его там устраивает погром, очумело бегает по Еревану – где же спрятался этот предатель?! Требования этого, требование того, требование чего нибудь. И заявления, заявления, заявления!
Но! Вот в эти роковые дни выяснилось, что Автор не прав относительно трезвого ума и рассудительности большинства армянского народа. Не совсем прав. Ну, не во всем прав. Это не значит, что Автор отрекается от своих слов, от слов, написанных в предыдущих статьях (см. MORBUS ARMENIANA (Армянская болезнь) и НЕВОЗМОЖНЫЙ МИР, НЕИЗБЕЖНАЯ ВОЙНА).
Не отрекаясь от написанного, все же хотел бы добавить следующее. Есть Армения глубинная. Глубинный армянский народ. Этот глубинный народ обитает не где-то в прекрасной дали диаспор. Он обитает на каменистых землях Армении, в ее городах и селениях. Он, этот глубинный народ, не ходит на митинги, не выступает с заявлениями, не клеймит «предателя Пашиняна», который «просто так, а может даже и не просто так, а за деньги, отдал врагу наши родные земли». Этот глубинный народ не ввязывается в дискуссии. Он угрюмо МОЛЧИТ. О, это великое МОЛЧАНЬЕ! Об это молчанье, как о могучие каменные глыбы разбиваются бушующие волны митингов, заявлений, публикаций, просчитанного пафоса и выверенной скорби. В Армении, в сегодняшней Армении, о Никол Воваевиче не принято говорить в положительном ключе. Это как-то неудобно, что ли. «Я все понимаю, но понимаешь, как это все…». Вы поняли о чем идет речь? Нет, не поняли? Ну правильно! Здесь же я привел (написал) слова. А как мне, бедному автору описать этот вопрошающий, ожидающий ответа и понимания взгляд? Этот удрученно пожатые плечи и разведенные руки? Я же просто Гуманоид-наблюдатель, я же не писатель какой нибудь Толстой!
Итак, глубинный армянский народ ничего хорошего о Никол Воваевиче и не говорит. Не хвалит он его. Но, он о нем молчит. И за этим молчаньем стоит глубоко житейское осмысление того, что произошло и как быть дальше. Вызревает какая-та рациональная мысль. Что это за мысль? Да простая мысль. Мысль о том, что в этой тяжелейшей ситуации, Пашинян все же сумел что-то отстоят, сумел сохранить надежду, и вообще, не смалодушничал, принял груз ответственности за прошлые ошибки и неподготовленность к войне на себя. Мысль о том, что пора уже закончить эту бессмысленную и вредную вражду с соседями, чтобы установился мир, мир без «аннексий и контрибуций» (В.И. Ленин). Мир без блокады. Эта глубинная Армения чувствует, как часто и много ее обманывали. Причем, обманывали свои же, за кого она с великим энтузиазмом голосовала. Конечно, нехорошо, что земли отдали. Но, что Пашинян мог сделать? Как говорится, против лома нет приёма, если нет другого лома. А лома то нет! Не озаботились бывшие большие начальники ломом. А теперь все сваливают на него.
Есть такой термин «молчаливое большинство». В случае с Арменией, не могу на сто процентов утверждать, что глубинный армянский народ представляет из себя большинство. Но, неоспоримым является факт его существования и, что очень важно, рост его численности. И правда, тут хочешь не хочешь, а людям приходится думать, думать и думать.
И тут обнаруживается, что авторы и исполнители операции «Мавр», не все предусмотрели. Да и не могли они все предусмотреть. Во первых, они мерили его по себе. Думали он сразу начнет набивать себе карманы. И у них образуется на «Мавра» определенное количество компромата, что облегчить управление им. Но, этого, по всей видимости, не произошло. Во вторых, за это время он приобрел бесценный для любого политика капитал – доверие значительной части общества. Люди увидели, что человек искренен в своих намерениях. Человек старается. И, наконец, в третьих, то самая глубинная Армения в душе уже простила ему «отдачу земель». Все это и, возможно и другие неизвестные нам обстоятельства, вкупе позволили г-ну Пашиняну вести себя с лукавой оппозицией и ее кукловодами прямо и уверенно. Он заявил, что не цепляется за власть, готов отдать ее другому лицу. Только смена власти должна произойти в рамках закона, сиречь через новые парламентские выборы. (Премьером в Армении становится лидер победившей на парламентских выборах партии). Оппозиция в затруднительном положении. С одной стороны, - да, смена премьера нужно провести через выборы. Но, вдруг этот «Мавр» опять получит большинство голосов и опять станет Премьером! Кто тогда станет «Мавром», который должен уйти? Не те ли, кто затеял и провел вот эту операцию «Мавр». Вот это будет кульбит! Хотя, История и не такие кульбиты знала… Поэтому оппозиция требует, чтобы Пашинян сам «добровольно» обязался не выставлять свою кандидатуру на следующих внеочередных выборах, на том основании, что он де «предатель». А с какой стати господин Пашинян должен отказываться от своего законного права участия в выборах?! Кто из этой оппозиции и тех, кто за кулисами может сказать, что в той ситуации он добился бы лучших результатов? Задним числом (умом) все крепки. Если бы он тогда (до войны) сделал бы то, что эти умники говорят, то они же первыми и растерзали его.
Не знаю, что будет дальше. Но, знаю одно, дорогой читатель, нас ожидают интереснейшие времена.
В любом случае, пожелаем армянскому народу мира и благополучия, и будем ждать - смотреть, что будет дальше. И обязательно напишем обо всем. Вот, на горизонте появился и делает заявления Господин Кочарян. Говорит, Пашинян де должен уйти...
Мира всем и добра!
Спасибо всем, кто дочитал до конца! Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подпишитесь на мой канал. Комментируйте решительно и без колебаний!
Продолжение этой и разные другие истории в дальнейших публикациях.
Ваш Гуманоид. Февраль 2021 г.