В минувшем году завершилось дело, где вопросы о юридической силе и доказательственном значении переписки в мессенджере Telegram оказались в центре внимания судов.
АС Московского округа сформулировал правовую позицию, способную принести пользу участникам гражданского оборота. На днях эта позиция была, фактически, подержана ВС РФ, который отказал в передаче кассационной жалобы оппонента для рассмотрения во «второй кассации».
Фабула дела заключается в том, что между агентством и предпринимателем сложилась практика сотрудничества, включающая деловую коммуникацию в Telegram.
Предприниматель, приступивший к работе, промежуточные итоги передавал через облачное хранилище, доступ к которому он направлял через Telegram. Туда же предприниматель направлял подробные отчеты о проводимой рекламной кампании.
В итоге агентство заявило, что не произведёт оплату, обосновывая это тем, что работа предпринимателям не выполнялась, переписка в Telegram ничего не подтверждает, а подписанных актов сдачи-приёмки выполненных работ и вовсе нет.
АС Московского округа, рассматривая дело, указал, что «взаимодействие хозяйствующих субъектов посредством мессенджеров и иных технических средств мгновенной коммуникации, является обычной практикой, что способствует развитию экономического оборота. В этой связи непринятие судом первой инстанции… нотариально заверенной переписки сторон в мессенджере в качестве надлежащего доказательства, как исполнения работ, так и акцепта договора, противоречит сложившемуся порядку делового оборота. Указанное может иметь негативные последствия для целей развития экономического оборота, в ситуациях, когда внесение изменений в условия договоров будет отставать от фактически складывающихся правоотношений, обусловленных техническим прогрессом».
👍 Т.о., мы делаем вывод, что независимо от наличия в договоре прямого указания на возможность взаимодействия сторон в мессенджерах, такой способ коммуникации является допустимым, а переписка в мессенджерах подлежит исследованию судами при установлении фактических обстоятельств дела, что нам и подтвердил АС Московского округа вместе с ВС РФ.
Теперь суды точно будут меньше сомневаться в допустимости такого способа обмена юридически значимыми сообщениями, а значит переписка в Telegram приобретает такую же доказательственную силу, как и «бумажные» договоры.