После неласкового Средиземного моря мы решили арендовать яхту в Норвегии для путешествия по норвежским водам. Оказалось - это не очень просто, так как московские перекупщики чартеров с ноября 2018 года забронировали всё лето 2019-го, и норвежцы предложили нам неделю с 6 по 13 сентября, хоть мы и хотели в июле-августе. Ну и согласились мы и запланировали отпуска на эту неделю.
Вариант следующий: арендуем яхту типа «Delphia-47» польской постройки в маленьком городке Свольвер в районе Лофотен. Оттуда путешествуем и сдаем яхту в Тромсё. Как добраться до Свольвера, а затем из Тромсё в Питер?
Решили ехать на микроавтобусе, вместимостью водитель + нас восемь человек. Микроавтобус доставил нас в Свольвер, затем ожидал нас в Тромсё, и оттуда привёз в Питер.
С каждого получилось за всю дорогу туда-обратно по 240 евро.
Не могу не сказать, что туда дорога была интересная и с ожиданиями. Мы в Финляндии закупили продукты и алкоголь, чтобы не покупать в дорогой Норвегии, где хотели – останавливались. На заправках хорошо кушали, разминали кости… Проезжая красивые места, фотографировали и снимали видеоролики. Обратный путь на микроавтобусе показался нам утомительным.
Свольвер встретил дождём и холодной погодой, в этот день и на следующий день в норвежском море свирепствовал шторм, а яхта стояла в тишине, в укрытой гавани, и только дождь с моросью лился сверху. На яхте пять двухместных кают, отличная навигация и связь, три картплоттера, в том числе один – напротив рулевого, с откорректированными картами, АИС, обогревательная система, кокпит полностью закрывается тентом и от непогоды – на «змейку», эхолоты нижнего и переднего обзора… Думаю, что на этой яхте можно и зимой там ходить, особенно с учетом незамерзающих фиордов, и даже с закрытыми глазами ничего не наблюдая вокруг, потому что оборудована по самым последним технологиям…
7 сентября рано утром в 05.00 по местному и в 07.00 по московскому времени мы отчалили и начали наш поход.
Я давно знаю о приливо-отливных течениях в тех местах, о сулоях, потому что не только служил на Северном флоте много лет, но и ходил на яхте в Баренцевом и Белом морях. В Вест-фиорде среди Лофотен периодически работает мальстрём с водоворотами и скоростью течения более 11 узлов, являющийся достопримечательностью Лофотен. Наши переходы были спланированы таким образом, чтобы идти с попутным течением, а при встречном течении - не «пыжиться» и отстаиваться на якоре или в марине. Приливо-отливные течения в разных фиордах и на разных их участках могут иметь скорость до 6-8 узлов, а в разных бухтах за островами такого течения нет, просто вода поднимается либо опускается. Поэтому мы и отошли в 5 утра местного времени с началом попутного течения.
Мы шли по спокойной воде среди красивейших мест, водопадов и радуг. Первую ночь провели на якоре. Два человека, пожелавшие погулять по близлежащему острову, отправились туда на динги с мотором, и привезли полную лодку грибов: белые, подосиновики, моховики, подберезовики и маслята. Мы эти грибы приготовили по-разному и поглощали дня четыре… Далее продолжили путь, соизмеряя план перехода с попутными течениями. Так и дошли до самой северной точки Лофотен - поселения Анденес, зашли в ту марину и ошвартовались. К тому времени шторм в море затих, только зыбь продолжалась. Напротив Анденес - одно из крупнейших в Мировом океане скоплений китов – кашалотов. Они там охотят гигантских кальмаров, погружаясь на глубину 1500-2000 метров. Под водой находятся долго, до 20-40 и даже 90 минут. Их легко узнать по фонтану, который в отличие от других китов, кашалоты выплевывают вперёд под углом приблизительно 45 градусов, а не перпендикулярно телу.
В Анденес мы обнаружили неприятность: у нас кончилась пресная вода в цистернах, а на причалах колонки с пресной водой не предусмотрены. Электроэнергия есть, а воды нет. И это при том, что всюду множество водопадов, рек и озер с вкуснейшей пресной водой! Ходили в магазин, а оттуда везли на такси несколько баллонов пресной воды. Вода закончилась потому, что мы решили не пользоваться разовой посудой, а жить «как белые люди», тем более, что на яхте в нашем распоряжении оказалась красивая посуда. Обычно при помывке посуды вода льется пока посуду моют. Ну вот и закончилась… Отсутствие воды: во многих местах в Норвегии вода не предусмотрена. Можно подойти к рыболовному причалу, на котором разгружают рыбу, и принять там пресную воду, предварительно наладив собственноручно изготовленное переходное устройство между гидрантом на пирсе и яхтенным шлангом.
После Анденес мы замечательно прокатились по открытому Норвежскому морю по очень пологим и длинным волнам, не улегшимся после шторма, а затем ошвартовались в Грилльфиорде. Там на берегу мангалы, барбекю, столы и скамейки. Мы приготовили вкусный стол, поужинали дружным коллективом на берегу.
С этим местом связан неприятный эпизод из Второй Мировой войны. 12 апреля 1943 года советская ПЛ К-21 ночью заряжала аккумуляторную батарею в надводном положении в Андфиорде - это между Анденес и Грилльфиордом. Обнаружила 6 норвежских рыболовных мотоботов, обстреляла их из орудий, в результате двух потопила, двух повредила и ушла из района, потеряв заодно своего матроса Лабутина, которого смыло волной. Впоследствии норвежцы рассказывали, что они не ожидали артобстрела, думали, что подводники будут просить рыбки и приготовили рыбу в мешках. Иногда советские и немецкие моряки просили норвежских рыбаков дать рыбы, поэтому ничто не насторожило. После ухода ПЛ К-21 уцелевшие мотоботы подняли из воды раненых и тела, матроса Лабутина на берегу сдали немцам, которого те определили в концлагерь. Впоследствии Лабутин из концлагеря сбежал, у нас прошел фильтрационный лагерь, а затем в составе сухопутных войск продолжил воевать и дошёл до Берлина. Погибшие норвежские рыбаки захоронены в этой могиле в Грилльфиорде.
В Грилльфиорде к нам подошел норвежец и предложил свежей рыбы. Согласились, конечно. Он принес нам 8 стейков палтуса килограммов на 5-6 за 10 евро. Мы его нажарили и два дня кушали.
Затем снова по морю шли вдоль берегов Норвегии, зашли в фиорд между островами Эдойя и Хеккинга, и ночь стояли в Ботнсхаффене, а далее - в Тромсё. Между полуостровом Hella и островом Ryoya преодолели сулой Rustraumen. Проходя мимо острова Hakoya, наблюдали остов носовой части немецкого линкора «Тирпиц» во время отлива, убитого английскими летчиками в 1944 году.
В Тромсё 12 сентября мы загорали, потому что температура воздуха была +24 и Солнце. Я планировал ловить рыбу. Знаю, что там без рыбы никогда не останешься: треска, пикша, палтус, морской окунь (клювач и золотистый), зубатки трех видов, сайда, скумбрия, менёк, мольва (морская щука) и другие. Вся эта рыба - гораздо вкуснее рыб Атлантики и Средиземного моря. Есть и крабы, лобстеры, креветки, гребешки и трубачи… Но я, к сожалению, перед поездкой неосторожно сломал кости на кисти правой руки и оказался в загипсованном виде, а среди остальных членов экипажа рыбаков не было. Хорошо, что ещё грибов насобирали!
Общее мнение о яхтинге в районе Лофотен и севернее Полярного Круга.
В отличие от Канарских, Балеарских островов, Сардинии с Корсикой, Турецких берегов, Хорватии, Греции и т.д., в Норвегии всё дорого, но нет желания где-нибудь остановиться на сутки-двое погулять по городу, потому что городов там нет. Ну разве что Свольвер или Тромсё… Обычно 2-3 домика на берегу, и не надо их там беспокоить… Поэтому в Норвегии мы живём на яхте, где-нибудь ночуем на якоре, общаемся в кругу друзей. С июля по октябрь экипаж обеспечен грибами, весь год обеспечен вкусной рыбой. С учетом попутных течений, если правильно спланировать переходы, то за одну неделю можно пройти больше миль, чем за две недели в других вышеупомянутых местах… В Норвегии реально арендовать яхту даже зимой. Но с октября до марта на борту должен быть сертифицированный норвежец. Это из-за того, что в указанный период во фиорды заходят стада горбатых китов и касаток за сельдью. В то же время происходит брачный сезон. Киты бывают агрессивными. Этот норвежец знает всё о китах и контактирует с специальными службами о районах, поведении, учетной информации и т.д. В Норвегии богатейшая фауна: одних только диких гусей 14 видов, более 30 видов уток, 7 видов соколов, 21 вид ястребиных (в том числе орлан-белохвост, гриф-стервятник, беркут, черный коршун и другие.), 34 вида чаек, поморники, топорки, альбатросы, буревестники, журавли, жаворонковые и многие другие. В фиордах и море кроме рыб и китов обитают 6 видов тюленей, на материке разнообразие диких животных от медведей, овцебыков, оленей, серых и полярных волков до леммингов и мышек-полёвок…
Советы о мореплавании за Полярным Кругом в Норвегии:
- Планировать плавание с учетом приливо-отливных течений, потому что во фиордах эти течения могут достигать больших скоростей.
- В море и больших фиордах при смене направления течений возникают сулои – области с беспорядочным волнением. Желательно избегать сулоев.
- Пользуйтесь разовой посудой. Экономьте пресную воду, как это ни странно для Норвегии…
- Неплохо учесть, что экипаж будет обеспечен грибами и вкусной рыбой.
- В 2019 году со слов руководителя чартерной компании 7 яхт оказывались на подводных камнях. «Шкиперы» - из России и Украины. Я проанализировал эти случаи и пришел к выводу: они все передоверились картплоттеру и, планируя переход, не просматривали путь при увеличении масштаба. Во многих местах мели и камни проявляются только при увеличении масштаба, а при уменьшении они пропадают. Электроника!.. В море под водой такие же горы, как и на побережье. Кто Вам сказал, что там ровное дно? Над некоторыми вершинами глубина 10-20 метров. Наверняка большие волны над ними обрушиваются. Этот рельеф простирается на несколько миль от береговой черты.
- Будьте осторожны и уважительны к фауне. В норвежских водах в любое время можно встретить таких китов, как кашалоты, горбатые, синий (самый крупный кит в Мире), гренландский, касатки, финвал, полосатики всюду, сейвалы, нарвалы, гринды, белухи, клюворылы, ремнезубы… 4 вида дельфинов. Киты могут проявлять агрессивность, особенно кашалоты и горбачи.
- Если Вы поймали рыбу, то внимательно отнеситесь к её разделке, чтобы на яхте не оставалось следов и запаха, как на рыболовном судне. После Вас эту яхту будут арендовать другие моряки, кстати и арендодатель может не вернуть депозит при обнаружении запаха, который очень трудно удалить. Рыбу лучше разделывать и готовить на берегу: во многих местах на диком берегу оборудованы лавочки, столы, мангалы. В крайнем случае разделать в кокпите и сразу тщательно замыть.
- Разрешено вывезти из Норвегии пойманную рыбу 15 кг на человека, если поймана в специализирующейся на любительской рыбалке компании (справка от компании) либо до 10 кг в других случаях. Мы рыбу не везли, но нас и не проверяли ни в Норвегии, ни в Финляндии. Лучше брать с собой замороженное филе. Во многих местах есть рыбоперерабатывающие фабрики, где вам глубоко заморозят и упакуют в вакуум филе. Проблема возникнет на нашей границе, если попадется дотошный служака: могут всё изъять если не магазинная упаковка.
- Стоя на якоре, надо организовать постоянную вахту по два человека за наблюдением обстановки: не ползёт ли якорь (контрольные пеленги назначить), нет ли иных опасностей. Им не будет скучно, особенно если поймают лобстеров, креветок и крабов.