Найти тему

Что такое «пластическая выразительность» и зачем этому учиться артистам балета?

В Академии танца Бориса Эйфмана разработана уникальная учебная программа «Пластическая выразительность», которой пока нет ни в одном хореографическом училище. Её автор - Елизавета Евгеньевна Навиславская - учит детей думать нестандартно и выражать свою мысль движением. Результат отмечает каждый, кто видел воспитанников Академии на сцене.

Елизавета Навиславская родилась в театральной семье и выросла за кулисами. Её дедушка был директором драматического театра; почти 40 лет там же проработала мама. И даже папа, будучи инженером, часть трудовой жизни провел в театре. Так что выбор профессии для юной Лизы был предопределен.

Сначала Елизавета Навиславская получила образование как актриса театра и кино, потом закончила хореографическое отделение. Правда, ни играть, ни танцевать она не планировала. Зато мечтала быть режиссером! Поэтому, когда Елизавета Евгеньевна пошла учиться в третий раз, то выбрала профессию хореографа. Она все-таки стала постановщиком, хоть и в другом виде искусства. Сейчас Елизавета Евгеньевна – не только хореограф. Она также руководит отделением пластической выразительности и актерского мастерства в Академии танца Бориса Эйфмана и является автором инновационной учебной программы «Пластическая выразительность»
(актерское мастерство в танце). Ничего подобного нет ни в одной балетной школе мира!

Программа имеет три ступени: ритмопластическое воспитание артиста, основы пластической выразительности и актерское мастерство.

Непосредственно
пластическую выразительность дети изучают пять лет: в первый год они знакомятся со своим телом, затем учатся сценической свободе, а потом изучают эмоции и учатся их передавать. Пластическая выразительность – это не набор навыков, это способ мыслить по-другому. Она помогает обрести внутреннюю свободу, развивает фантазию. В итоге учащиеся становятся не просто исполнителями танца, а полноценными творцами.

В программу «Пластическая выразительность» встроены экспресс-курсы, где воспитанники Академии осваивают
фехтование, сцен-бой, балетную пантомиму, сценическую речь. Эти навыки непременно пригодятся артисту на сцене, но в таком объеме им не обучают ни в одном другом хореографическом училище. Воспитанники Академии с юных лет пробуют себя в качестве балетмейстеров, ставят номера друг для друга, участвуют в конкурсе «Юный хореограф».

«Для наших детей не составляет труда придумать какой-то номер или выполнить задание на импровизацию, - рассказывает Елизавета Навиславская. - Если дать ребятам упражнение: «Ты —пальма», то они не просто изогнутся и поднимут руки вверх, как изобразили бы многие. Они придумают целую визуальную историю, в которой отобразят, какая это пальма, какие у нее листья, какой кокос растет на этой пальме, и как эта пальма оказалась в этом конкретном месте».

Елизавета Евгеньевна Навиславская,  руководитель отделения пластической выразительности и актерского мастерства в Академии танца Бориса Эйфмана
Елизавета Евгеньевна Навиславская, руководитель отделения пластической выразительности и актерского мастерства в Академии танца Бориса Эйфмана

«Все, что сейчас можно увидеть в Академии – это идея Бориса Яковлевича Эйфмана и мысли гениального педагога, профессора Юрия Харитоновича Василькова. А я нашла ту форму, в которой это будет доступно для детей. Возможно, со временем программа будет корректироваться, но её эффективность уже многие оценили» , - признается Елизавета Навиславская.

Работать по этой учебной программе можно не только с учащимися хореографических училищ. Елизавета Евгеньевна сотрудничает с Санкт-Петербургским отделением ФСО «Спартак» по художественной гимнастике, школой фигурного катания Алексея Мишина «Звездный лед», командой сборной России по синхронному плаванию. Этот опыт показывает, что программа универсальна. К выпуску готовится учебно-методическое пособие по пластической выразительности, и вскоре инновацию Академии танца Бориса Эйфмана смогут оценить преподаватели разных дисциплин.

Если у Вас есть вопросы о инновационной программе, задавайте их в комментариях!