Найти тему
"Dregpa"

Живопись и мозаика, как комиксы для неграмотных прихожан.

Леди Мадонны, византия и романский стиль.

Когда вы, возможно, успокаиваете нервы, слушая грегорианские хоралы в застрявшем в пробке автомобиле, вспомните, что их придумал тот самый па­рень, который сказал: «Живопись может стать для неграмотных тем же, что книги для умеющих читать». Так ПАПА ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ (ок. 540—604) стал еще и непризнанным изобретателем комик­сов — в сущности, именно так ранняя Латинская церковь расценивала роль живописи в своих базиликах-как изобразительное учебное пособие для неграмотных прихожан.

Не всем такое было по нраву, но ка­ждый смог оценить великолепие тихих золотых Мадонн и величествен­ных изображений Христа, выполнен­ных в технике мозаики на стенах боль­ших базилик Равенны. Этот город на восточном побережье Италии недол­гое время был столицей Западной Рим­ской империи, а затем вошел в состав Византии.

"Мария С младенцем"ок.1118 часть мозаики из Айя-Софии. Иисус показан как маленький взрослый, а не младенец, и какой человечный и нежный лик самой Мадонны
"Мария С младенцем"ок.1118 часть мозаики из Айя-Софии. Иисус показан как маленький взрослый, а не младенец, и какой человечный и нежный лик самой Мадонны

В Константинополе, иначе Византии (теперь это Стамбул), центре Восточной Римской империи и Греческой церкви, мнения тоже разделились. Но к 745 г. н.э. вы могли уже видеть Христа, Богоматерь и других персонажей таки­ми, какими их будут изображать на протяжении нескольких столетий.

Созданные здесь каноны были приняты интернациональной готикой на Севере. Этот стиль сохранил многие элементы древнегреческого искусства и добавил к ним множество декора­тивных деталей, но в то же время ме­шал дальнейшему развитию.

"Мадонна с младенцем на троне в окружении ангелов" VI в. цветы дают понять, что это Италия.
"Мадонна с младенцем на троне в окружении ангелов" VI в. цветы дают понять, что это Италия.

К счастью, подобные ограничения не помешали некоторым византийским художникам развить образ Мадонны до такой стадии, откуда позднейшие художники, такие как Джотто (1267-1337) и Дуччо (1255-1318), смогли перенести его в дотоле неизве­данные художественные миры.

РОМАНСКОЕ = ПРОЧНОЕ И ОПРЕДЕЛЕННОЕ

На европейской почве полным ходом развивался романский стиль. В архите­ктуре это были ясные и упорядочен­ные здания, чьим отличительным при­знаком стала полукруглая арка, иногда покрытая орнаментом. За несколько десятилетий региональные варианты этого стиля распространились, как лесной пожар. От длинных, гулких итальянских базилик произошли ог­ромные западные фасады француз­ских и германских раннеготических соборов. Изобразительное искусство не отставало. Безымянные монахи или ремесленники расписывали стены и украшали рукописи. В некоторых стра­нах, например, в Англии, — за исключением крупных (но прерван­ных) проектов, подобных собору в Дурхэме, — архитектура не имела тако­го значения. Во французском монасты­ре Клюни, центре бенедиктинского мира, при Гилберте (известен в 1125— 35), одном из величайших романских мастеров, случился скульптурный бум.

монастырь Клюни изнутри
монастырь Клюни изнутри

Тем временем в Испании местная вер­сия романского стиля вошла в сопри­косновение с легендарным узорочьем мавританских мечетей (например, в Кордове), и христианская вера, в соединении с исламской культурой, вскоре породила собственный испан­ский архитектурный стиль мудехар. Искус­ства, точные и гума­нитарные науки цвели здесь пышнее, чем в остальной Европе. Приближался Ренессанс.

Кордовская соборная мечеть
Кордовская соборная мечеть

Спасибо за внимание! Всех благ и творческих успехов!