Найти тему

(НЕ)идеальный мужчина и Бегущий по лезвию

"Бегущий по лезвию" Ридли Скотта - один из лучших научно-фантастических фильмов в истории кинематографа. Поднимает фильм прелюбопытнейшие этические проблемы: создание человеком себе подобных (грубо говоря, может ли человек стать сам Богом, творцом), а также задается вопросом, где же может быть проведена черта между человеком и роботом, может ли существо искусственное стать в полной мере человеком. К сожалению, в фильме "(НЕ)идеальный мужчина" Марюса Вайсберга пытаются сделать что-то подобное, однако так неуклюже, что получается в итоге в первую очередь какой-то "Робот легкого поведения", а не научная фантастика в лучшем ее проявлении.

Вообще, навела меня на мысль сравнить эти два произведения прямая цитата о слезах в дожде в "(НЕ)идеальном...". По сути, в обоих фильмах заложена одна вышеупомянутая идея: в определенных условиях на Земле человекоподобный робот, ничем не уступающий, а где-то и превосходящий человека, обретает собственную волю и способность к эмпатии, а вместе с ними и страх смерти. Правда, в "...мужчине" это все вводится крайне нелепо. Если в "Бегущем..." у нас есть экспозиционное вступление, объясняющее происхождение репликантов, их мотивы, то в мире второго фильма все убрано куда подальше: нам рассказывают только то, что роботы родом из Японии, а персонаж Крида - с ошибкой, которая и приводит к такого рода дефектам (остальные роботы, судя по кадрам из магазина и склада, ведут себя совершенно безропотно по отношению к своим покупателям). Что касается самого дефекта Крида - полнейшая белиберда! Почему-то производитель в прицнипе оставил возможность роботу получить свободу воли: по фильму это именно ошибка, она отображается в отчете после диагностики, она есть в списке ошибок, правда без лишних пояснений. То есть, компания намеренно оставила искусственному существу, которое по всем параметрам сильнее, умнее и быстрее человека, возможность обрести, по сути, сознание? Любопытно...

Человекоподобные роботы как в "Бегущем по лезвию", так и
"(НЕ)идеальном мужчине", находятся в неком рабстве, только некоторые начинают это осознавать и пытаться с этим бороться. Правда, в первом это приводит к целому восстанию и убийству главы огромной корпорации-производителя. Благо, во втором нашем фильме подобный сценарий не разыгрывается. Хотя, учитывая существование"спящей" функции самосознания (похоже, внутри каждой модели), это может вылиться в нечто неконтролируемое.

Что же касается самих персонажей роботов? В "Бегущем по лезвию" Рой хотел продлить себе жизнь, не мог смириться с ее скорой конечностью. Он хотел просто жить, познавать, любить. Хотел быть человеком. И в конце, в культовой финальной сцены на крыше он смиряется со смертью, действительно становясь Человеком (именно с большой буквы). А что же Егор? Ну, все мгновения полиамории и ласк действительно исчезнут как слезы в дожде. Или нет? Нет... В фильме Крид, вроде бы, больше всего боится отключения, считай смерти, но автоматического отключения, похоже, не предусмотрено и вовсе. Да и вообще о сроке годности моделей мы так и не узнаем. Ну, и все познания и желания (не)идеального мужчины сводятся именно к физиологии. Безусловно, линия любви неплатонической была и фильме Ридли Скотта, но и подчеркнута она была не слепой похотью. В фильме Марюса Вайсберга очень часто все мотивировано именно вторым, причем в отношении и других роботов.

Короче, авторы "(НЕ)идеального мужчины" взяли достаточно уже тривиальную идею о создании человеком искусственного интеллекта, способного поравняться с самим создателем, но не стали заморачиваться ни над концептом, ни над миром. Их робот - это какой-то конь в вакууме, сначала, вроде бы, борющийся за свою свободу, которая медленно, но верно превращается в беспорядочные любовные связи. Думаю, даже такая идея имеет место быть, однако за этим не очень интересно наблюдать, а еще тяжелее об этом вспоминать и размышлять.