Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Простое ли дело - удалить воду из корабля?

И сейчас-то это является насущной задачей, так что судно без осушительной системы и представить невозможно, что уж там говорить о старых временах, когда течь деревянного корпуса была обыденным делом? Да и отсутствие палубы способствовало заливанию волной или ливнями. Пока размеры позволяют, с этой проблемой справляются подручными средствами в виде всяких ковшей или вёдер.

Но вот какими ковшами можно было осушить трюмы "Сиракузии", построенной примерно в 240 году до нашей эры, грузоподъёмность которого по разным данным колеблется около цифры в 2000 тонн. Именно при его спуске на воду Архимед якобы произнёс знаменитую фразу: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю»). А помимо этого он применил для осушения судна свои насосы, действовавшие по принципу "архимедова винта"

Об этом писал древнеримский механик Витрувий. Правда, известно лишь об одном рейсе этого судна.

Устройства другого типа применялись на знаменитых кораблях императора Калигулы, останки которых найдены на дне озера Неми.

-2

На них даже остатки свинцовых трубопроводов были обнаружены. Хотя это были скорее плавучие дворцы. Приблизительная реставрация внешнего вида:

-3

Интересно, что ещё во времена Архимеда изобретатель Ктесибий создал двухпоршневой насос, принцип действия которого используется и до нашего времени. Применялись как пожарные, но об использовании их в качестве осушительных на судах речи не идёт.

А вот археологические находки свидетельствуют что длительное время на судах применялись "цепные насосы". Водоподъёмники такого типа известны более тысячи лет до нашей эры. В принципе, это были горшки или другие сосуды, прикреплённые к цепи, которая перемещалась по верхнему и нижнему шкиву для подъёма воды из колодцев. Опять же, это не совсем подходящая в морских условиях система, а вот ошибочно называемые цепными фланцевые водоподъёмники были найдены в обломках судов, потерпевших кораблекрушения в виде отдельных фрагментов неоднократно, в том числе и на озере Неми.

Принципиальная схема такого устройства:

-4

Нижняя часть размещается в самом глубоком месте трюма, это может быть и специальное углубление, называемое льяльным колодцем. Устройство вполне компактное и технологичное.

Такие насосы использовались не только в Средиземноморье, найдены остатки судна III столетия нашей эры с фрагментами фланцевого насоса у берегов острова Гернси. И подобным же был оборудован затонувший в 1697 году - португальский военный корабль " Санто-Антонио де Танна".

Хотя ещё в середине 15 века итальянец Мариано Таккола работал над такими конструкциями:

-5

А что же в Северной Европе? Средневековая гравюра, изображающая насос для осушения горных выработок. Слева различные варианты внутренних деталей насоса

-6

В остатках кораблекрушения середины 15 века в Ньюпорте, Уэльс, найдены детали аналогичного насоса.

-7

Корпус изготавливался из высверленного ствола дерева. Кожаный конус при движении вверх раздвигается. Ниже него создаётся вакуум, клапан внизу приоткрывается и вода заполняет пространство под конусом, а находящуюся выше него он вытесняет в отводящий трубопровод. При движении вниз конус сжимается, утяжелённый клапан закрывается, а вода перетекает выше конуса, далее цикл повторяется.

Подобные же насосы обнаружены в останках судна в Швеции недалеко от замка Кальмар во время дноуглубительных работ в 1930-х годах. Нижний клапан мог также выглядеть в виде свинцового диска с отверстиями, накрытого сверху куском кожи.

А вообще, выходит, что осушительные насосы были самыми первыми механизмами на судах наряду с устройствами для подъёма якоря.

Ещё одна статья на сходную тему:

Вода внутри корабля - пресная, солёная, иногда грязная

.........................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь