Найти тему
Патапий Скуратов

Кто построил главный собор Руси: русские или итальянцы?

Исследователь Валерия Косякова рассказывает, что единственный текст, назвавший имена протирей, — «Сказание о Николе Великорецком», — Рассказывает о возведении деревянной церкви на месте будущего каменного собора и о двух строителях — Поснике (без «т») и Барме. С обнаружением имен зодчих историками не раз предпринимались попытки приписать им и другие постройки эпохи Ивана Грозного, авторство которых остается загадкой до сих пор. В 1902 году И.Е. Забелин отождествил Постника Яковлева, строившею в Казани, с Постником, упомянутым рядом с Бармой, как строителя Собора. Как и все в то время, И.Е. Забелин приписывал строительство Собора безоговорочно русским мастерам. Так формировалась популярная версия о псковском происхождении зодчих, тем не менее, маловероятно, что Посник Яковлев, бывший в 1554 году в Казани, мог начать строительство Собора весной 1555 года. М.К. Каргер выдвинул версию, что в 1556 году, уже начав строительство Собора, Посник уехал в Казань, а довершил начатое — Барма.

По мнению В.Л. Снегирёва (авторитетнейшего систематизатора данных о Соборе), именно Барма был главным строителем Собора, а Посник — главным соработником, который мог постоянно и не находиться на своём объекте, отлучаяь в Казань". Н.И. Брунов выделил и особо подчеркнул роль зодчего Бармы как в создании Собора Покрова на Рву??. Археолог, историк Н.Ф. Калинина, выдвинул теорию, что в «Сказании» идет речь об одном человеке — Поснике Яковлеве, которого назвали Посник Барма, но подобные текстологические аргументы были сразу отвергнуты, создав ещё большую неразбериху в именах и авторстве. Позже исследования показали, что отождествлять псковского Посника и московского неправомерно.

Традиция, безоговорочно приписывающая строительство Собора Постнику и Барме, основы. вается на носящем следы искажения «Сказании» XVII века. В 1896 году священник И.И. Кузнецов опубликовал выдержку из рукописного сборника конца XVII — начала ХVIII вв. В составе сборника находится и «Сказание о перенесении чудотвориюго образа Николая Чудотворца», в этом-те возд. нем сказании и упоминаются Посник и Барма в качестве архитекторов Собора.

Имена Бармы и Постника также встречаются в довольно позднем источнике «Житие митрополита Ионы», но пока не удалось установить, откуда создатель «Жития» заимствовал эти имена. Кроме того, Барма, возводивший Собор «со товарищи», упомянут в «Пискаревском летописце», но его сведения уже вторичны по отношению к житию Ионы. Сообщения о строительстве Собора свидетельствуют о том, что составитель был знаком с «Летописцем начала царства», входящем в „Никоновскую летопись» по Патриагрщему списку.

-2

Существует популярная легенда об ослеплении зодчих, воздвигших столь преклесный Собор. Она записана путешественником Адамом Озецием на страницах дневника м показывает степень восхищения несравненным и чудесным турным шедевром“. Впервые легенда в связи с подобным ослеплением зодчего, воздвигавшего собор Сан Марко в Венеции ХII века. Аналогичные предания формировались вокруг многих зодчих во многих европейских стран и нашли отклик в русском мифотворчестве.

Интересно, что и авторство столь ного проекта, как возведение Собора на Рву, не засвидетельствовано надежными ными источниками. По одной из версий, автором замысла мог быть митрополит Макарий — глава русской церкви, общественный и культурный деятель, книжник и просветитель эпохи Ивана IV. Другие версии отсылают к Адашеву, которому принадлежала идея реформ, уравнения сословий, или к близко приближенному к царю священнику Сильвестру. Следующим претендентом на эту роль является сам «царь Иван, чья литературная осведомленность и способности — вне подозрений.

-3

Вероятнее всего, существовал один, ныне забытый, человек, в индивидуальности которого преломились знания архитектурных традиций Запада, мастерство и фантазия. Собор воздвигался не за один строительный сезон, не за один заход и, скорее всего, с небольшим перерывом. Его план и подклет выполнены точно по предварительному расчету, в то время как остальная постройка грешит нерегулярностью, грубой перевязкой стен и поздними дополнениями. Поиски архитектурных аналогов Собора ведутся в наши дни на разных территориях от Молдавии до Англии, но тщетно. Тем не менее, анализ архитектуры показывает, что автор проекта мог быть знаком с современной ему архитектурой, навыками расчета и пространственного моделирования. Формы Собора, стремящиеся к гармоничной центричной композиции, провоцируют сопоставление с идеями Филарете об идеальном городе и идеальном здании`. В ХV-ХVI вв. итальянские мастера принимали активное участие в строительстве не только в Москве, но и в других городах. Антонио Солари, строивший в Кремле, был близко знаком с Филарете. В Милане они вместе возводили часть памятников,архитектурные детали и декор которые близки собору.

В этой статье, мы разобрали основные версии о зодчих Собора Василия Блаженного, а в следующей поговорим о сакральном смысле этого сооружения.

Оставайтесь с нами и обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!