Найти тему
Музейные наблюдения

Недоступная среда. Когда музей вроде есть, а попасть в него невозможно

Если вы, увидев это название, подумали, что речь пойдет о посетителях с ограниченными возможностями, то вы ошибаетесь.

Расскажу про свою неудачную попытку посетить Казачий музей в Курбевуа, в собрании которого находятся предметы, привезенные русскими офицерами-эмигрантами.

В музее хранятся полковые реликвии, образцы военной формы, уникальные предметы и документы – свидетельства ушедшей России. Долгое время музей поддерживался представителями русской эмиграции в Париже. Строго говоря, это не музей, а скорее, частная коллекция, упорно называемая музеем. Легенда гласит, что это – любимый музей В. Путина за рубежом.

Увы, что доступно президенту – закрыто для простых смертных. Этот музей невозможно найти в соцсетях, у него нет собственного сайта, а вся информация о его работе передается исключительно путем сарафанного радио.

В интернете можно найти отдельные упоминания об особенностях приема посетителей, причем не всегда положительные. Я далеко не первая, кто безуспешно пытался попасть в музей. К счастью, хотя бы адрес можно найти. Другие сведения либо очень отрывочны, либо сильно устарели.

Добравшись по заветному адресу, и вовсе не обнаруживаешь ни единого опознавательного знака. Просто участок за забором, просто старинный двухэтажный жилой дом. Во двор могут пустить, но тоже не всех. Меня, видимо, узнали: я успела познакомиться с историком Виталием Жуменко, он меня вспомнил и пропустил во двор.

Но вот сам дом оказался закрыт. Якобы там очень сложно выключить сигнализацию. И вообще «мы пускаем только группы от 20 человек по предварительной заявке». И да, вход платный. Спрашиваю, как можно договориться о посещении. «Вот номер телефона, звоните секретарю».

Но не факт, что вас пустят.

В чем причина такой негостеприимности? Как мне позже рассказали, там был инцидент с группой историков, специально приехавших из России. Кто-то из этих историков вынес из музея несколько предметов. После этого музей закрылся настолько, что на русских там смотрят с подозрением. И вообще руководство успело смениться, а статус музея дает больше сложностей, чем преимуществ. Вот и живут они в таком закрытом мирке: никого не пускают, музейной работы толком не ведут, с коллегами из России, а судя по всему, и из Франции не контактируют.

Обидно не только за свой несостоявшийся визит. Обидно за состояние музея, за его фактическую ненужность, ведь со смертью последних хранителей коллекция, скорее всего, будет утрачена.

Я не собираюсь сдаваться, и в одну из следующих поездок во Францию намерена всё-таки попасть в Казачий музей. Надеюсь, к этому времени бдительное руководство хоть немного пересмотрит правила допуска посетителей.

А пока оставляю полезные контакты:

  • Musée Cosaque
  • 12 bis, rue St Guillaume
  • 92400 Courbevoie
  • Секретарь Георгий Васильевич Ванвейн, телефон +33 6 07 43 15 29.

Бывали ли вы в похожих ситуациях? Какие музеи оказались недоступными для вас?